Госавтоинспекция МО МВД России «Унечский» рассказывает об особенностях поведения пешеходов дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется активным обогащением опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастанием интереса к окружающему миру, в частности к средствам передвижения. У дошкольников восприятие непосредственно, а внимание – непроизвольно. Дети способны воспринимать окружающие предметы, которые находятся только вблизи, поэтому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке.
В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы.
Необходимо учитывать следующие особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге:
Неразвитость бокового зрения. Оно на 20-25% меньше, чем у взрослого.
Расторможенность и отсутствие координации движений. Например, путаются ноги при быстрой ходьбе, что затрудняет выполнение действий, даже если ребенок сознательно выполняет все Правила движения для пешеходов.
Неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию. Например, видеть приближающиеся издалека транспортные средства и определять, на каком расстоянии находится движущийся автомобиль.
Неразвитость ориентировки в пространстве. Это затрудняет расположение источников звуков и их направления, определение своего местоположения относительно других объектов на дороге (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, между), способность к восприятию пространственных отрезков.
Неразвитость слухового восприятия. Это не позволяет ребенку быстро отличить один сигнал (раздражитель) от другого, например, звук работающего двигателя от других шумов на дороге, для правильного выбора направления движения.
Маленький объем памяти и внимания. Шестилетний ребенок одним взглядом может охватить лишь 2-3 элемента дорожно-транспортной обстановки (сигнал светофора, разметку на дороге или пешехода, идущего впереди), затем количество воспринимаемых и запоминаемых элементов возрастает (у подростка – 5-6, у взрослого – 7-8), поэтому за одно занятие дети могут усвоить не более 2-3 элементов (например, два Правила дорожного движения и один знак, в зависимости от сложности знака и Правила).
Трудность установления причинно-следственных связей. Это приводит к непониманию опасности транспортных средств и различной реакции на их виды (дети боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов).
Преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными. Дошкольник не понимает, что реальные транспортные средства на дороге не могут мгновенно, как их игрушечные автомобили, остановиться, даже если водитель видит его.
Маленький рост и вес ребенка. Уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет – около 110 см, что несет в себе двойную опасность, с одной стороны, ограничивая обзор и восприятие дорожной обстановки самому ребенку, с другой – делая его незаметным для водителя из-за маленького роста ребенка.
ВАЖНО: безопасность дошкольников зависит от окружающих взрослых (родителей и воспитателей)!