Марат Хуснуллин оценил качество брянских дорог
В ходе мероприятия Вице-премьер дал высокую оценку брянским дорогам, а также выразил ...
Любая песня построена на композиции из семи нот, превращающихся в неповторимые мелодии. То грустные, то весёлые, они вторят пережитым эмоциям, будят воспоминания об ушедшем, рождают грезы о будущем. Так и жизнь человека: рождение, взросление, создание семьи, появление детей и внуков, — все, как у всех, но, в то же время, каждая судьба уникальна. И, несмотря на то, что рожденным в довоенное время пришлось пережить много схожих событий, доля у каждого, как и песня, — своя.
В судьбах Евдокии Кузьминичны Щигорцовой и Антонины Ивановны Домотырко, недавних 90-летних юбиляров, ставших свидетелями эпохальных событий в истории нашей страны, много общих переживаний. Они обе родились в 1931 году, времени столь далеком, что понять его можно лишь погрузившись в атмосферу тех лет. Закончившаяся в 1922 году Гражданская война оставила такие раны, которые невозможно было восполнить и спустя десятилетия – на ее фронтах, по разным данным погибло от 8 до 10 миллионов человек, братьев и сестер, стоявших по разные стороны окопов. Страна Советов тяжелым трудом преодолевала последствия таких потрясений. Но желание жить, работать, растить детей, такое естественное для каждого человека, молодой порослью на выжженной земле пробивалось к небу и солнцу.
Каждый новый день без выстрелов и утрат казался счастливым. Хотелось строить и трудиться, пахать и сеять. В деревнях рубили новые избы, играли свадьбы, рожали детей. Да и вся страна, пробудившись после тяжелого сна, преображалась на глазах. Была поставлена грандиозная задача – преобразовать аграрную страну в индустриальную. Свидетелями таких великих перемен и довелось стать этим удивительным женщинам.
Антонина Ивановна Домотырко родилась в селе Лизогубовка. Тогда оно было большим и шумным, с бесконечными, как ей казалось, деревенскими улицами. И хотя она была слишком мала, чтобы осознать все происходящее в стране, атмосфера праздника тех далеких лет до сих пор живет в ее сердце. Она помнит родителей, вечно занятых на колхозных работах, росу на утренней траве, деревенскую детвору, с которой играли в незатейливые детские игры. Как бы тяжело ни работали тогда, труд всегда сопровождался песней, в которой звучала и радость, и надежда.
В тот же год в деревне Пески Корюковского района Черниговской области родилась Евдокия Кузьминична Щигорцова. Ее детство было таким же босоногим, звонким и певучим, как и у любой деревенской девчонки нашей необъятной страны. Певучая Украина, белые мазанки, голубое небо над головой, — что может быть прекрасней жизни на этой цветущей земле?
Удивительно устроена память человека. Людям, которым довелось пережить много горестей и утрат, свойственна какая-то спокойная сила. Не жалуясь и не ропща, они рассказывают о событиях своей жизни, словно вспоминая старое кино. Пережитое у Антонины Ивановны и Евдокии Кузьминичны окрашено в светлые тона – они не хотят грустить об ушедшем.
А ведь им обеим довелось пережить одно из самых страшных событий прошлого века — Великую Отечественную войну. Завоевав половину Европы, вермахт вероломно нарушил границы Советского Союза и вторгся на его территорию. В августе 1941 года фашисты вступили на территорию Брянской области, а с конца сентября пала и Черниговщина.
Война глазами детей – это последние свидетельства оставшихся в живых очевидцев тех страшных событий. И Антонина, жившая в России, и Евдокия, родившаяся в Украине, как и все дети того времени, проводили отцов на фронт и остались на оккупированной территории с матерями и бабушками. Теперь они – советский тыл, который, как мог, сопротивлялся врагу, помогал партизанам. Маленькие девчушки со взрослыми глазами, отчаянной смелостью и детской верой в добро стали полноправными помощницами в домашнем хозяйстве и опорой взрослых, силой, победить которую фашистам оказалось невозможно. Именно дети носили партизанам еду, узнавали и передавали главные новости, и отчаянная детская смелость делала их словно заговоренными от смерти.
Трудные годы оккупации и семья Антонины, и семья Евдокии перенесли достойно. Было трудно и страшно. Фашисты чувствовали себя, как дома, останавливались в лучших избах, забирали скот и продовольствие. Людям приходилось жить и в сараях, и по нескольку семей в доме. А в это время отцы и мужья погибали на фронте. Казалось, это не закончится никогда. Но спасительный 1943 год после победы советских войск в Сталинградской битве и на Курской дуге усилил веру в скорую Победу. Осенью этого же года Брянщина и Черниговщина были освобождены от оккупантов.
Пришедшее освобождение дало новые силы. И хотя мужиков на селе практически не оставалось, в деревнях пахали и сеяли. Как вспоминает Антонина Ивановна, на коровах и лошадях боронили землю. Шли работать наравне со взрослыми, пололи огороды, помогали матери чесать и прясть пряжу, плели лапти. Антонина, как и многие ее ровесники, пришла работать в колхоз практически с 10 лет. Дети помогали взрослым заготавливать силос, который возили в силосные ямы, клали стога и копы. Зимой труд был особенно тяжел – ковыряли навоз в коровниках и телятниках, грузили и помогали вывозить его на санях. Приходилось подменять доярок и телятниц.
Практически вся жизнь Антонины Ивановны связана с работой в колхозе. В послевоенные годы все делалось вручную, работали за трудодни, без выходных, в жару и в холод. Но, как и в детстве, пели всегда и везде и это помогало, спасало и давало новые силы.
А потом стало полегче. В селе стала появляться новая техника – машины, тракторы, погрузчики, которые заменили ручной труд. Сено стали косить тракторами, картофель убирать комбайнами. Появились и доильные аппараты.
В родном селе Антонина Ивановна вышла замуж и родила троих детей: сыновей Сергея и Виктора и дочь Галину. Все они теперь её крепкая опора, хотя жизнь разбросала их по разным городам: старший сын Сергей живет в Москве, дочь Галина – минчанка и только младший, Виктор, остался в Лизогубовке. Но все они не забывают Антонину Ивановну — маму и большую труженицу. Она по-прежнему пытается хлопотать по хозяйству, но дети и внуки берут на себя часть домашних дел, приезжают, проведывают, беспокоятся о ее здоровье. Переживают о бабуле и внуки, которых у нее пятеро. Большая семья гордится шестью правнуками – продолжателями их рода.
А судьба Евдокии Кузьминичны сложилась иначе. Ей довелось посмотреть большую страну. В 1947 году она уехала в Харьков и там работала на восстановлении народного хозяйства, а попросту девчушка разбирала завалы разрушенных домов, выносила строительный мусор, поднимала неподъемные тяжести и даже получила мужскую профессию – стала арматурщиком.
В 1949 году Евдокия уехала работать в Донецк. Она, небольшая миловидная девушка, не боялась браться за самую трудную работу: работала на стройке, поднимала и опускала людей в лифте на угольной шахте. Но какое-то внутренне беспокойство не давало ей сидеть на одном месте и в 1967 году Евдокия по совету друзей приезжает работать на Север — в поселок Полевой Ягоднинского района Магаданской области. Прожив всю жизнь в цветущей Украине, ей пришлось столкнуться с иной красотой: сопок, усыпанных брусникой, низкого хмурого неба, заснеженных дорог, бескрайности простора северной земли.
Здесь же Евдокии довелось встретиться и со своим мужем – Александром Григорьевичем Шигорцовым, который практически сразу распознал в ней свою судьбу. Как многие, работавшие в северных краях, он был решителен и настойчив и в течение года Евдокия и Александр расписались. Родившиеся дочери, Людмила и Ольга, еще больше сплотили семью Щигорцовых, которая училась жить в этих суровых местах, ведя быт по местным обычаям. Северная земля богата не только полезными ископаемыми. Она щедро одаривала грибами и ягодами, которые солили и оставляли в бочках на улице перед домом, а северные морозы помогали надежно сохранить все соленья лучше холодильника.
Большая часть северного трудового стажа семьи Щигорцовых — работа на добыче золота. После рождения дочерей Евдокия трудилась в медпункте, но потом снова выбрала не самый легкий труд – стала заниматься промывкой золота. Александр работал старателем на добыче золота, которое добывалось в Магаданском области открытым способом.
Судьба человека порой совершает неожиданные повороты. Их в жизни Евдокии Кузьминичны было немало. После Севера их семья вернулась в Донецк и даже был куплен небольшой уютный домик, но супруг, родившийся в селе Павловка, так и не смог прижиться в чужих местах.
В 1987 году Щигорцовы приезжают в Унечу и здесь обосновываются уже навсегда. Здесь же живут и работают их дочери, Людмила и Ольга, которые по-настоящему дружны и даже трудятся на одном предприятии – в Унечском водоканале. Евдокия Кузьминична давно стала вдовой, но окружена любовью дочерей, внука и трех внучек, а теперь радуют бабушку и трое правнуков. Большая семья – это главная ценность и награда Евдокии Кузьминичны, которая согрета теплом и любовью своих близких.
В дни юбилеев Антонина Ивановна Домотырко и Евдокия Кузьминична Щигорцова получили именные поздравления Президента РФ Путина В.В., органов местного самоуправления Унечского района, районного Совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов.
Судьбы этих женщин кажутся и разными, и похожими одновременно – в них много труда, пережитых трудностей, но в то же время тепла и душевного оптимизма, которым заряжаешься от их светлых улыбок, лучистых глаз. И мелодии прожитых ими жизней, пожалуй, можно сложить в одну, главные слова которой «… Грустить не надо! … Нас ждет награда за все былые муки, мы опять в родной вернемся дом… Грустить не надо!»
Евг. БУШНЕВА, внештатный корр.

В ходе мероприятия Вице-премьер дал высокую оценку брянским дорогам, а также выразил ...
Перед выполнением испытаний комплекса участники спортивного мероприятия приняли участие в ...
В торжественном собрании также принимали участие руководители области и главы муниципальных ...
В ходе торжественной церемонии руководитель Управления ФНС России по Брянской области Андрей ...
На ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» в рамках ...
Этот праздник декларирует право каждого ребенка на доступ к информации и материалам, ...