Жизнь под стук колес

В нашей стране немало городов и поселков, жизнь которых связана с железной дорогой. Унеча как раз из таких городов. Изначально возникнув как станция, она и сейчас является крупным железнодорожным узлом.
Особое уважение вызывают люди, чьи семьи в нескольких поколениях посвятили себя работе на железной дороге, чьи фамилии стали символом уважаемой профессии. Именно о ни мне и хочется рассказать. Конечно, в одной газетной статье обо всех династиях Унечи рассказать невозможно. Даже их перечисление займет достаточно много места. Максимально полный материал о них собран в нашем краеведческом музее. Кстати, накануне праздника он будет широко представлен общественности — на сайте музея.
Одной из старейших железнодорожных династией Унечи является семья Курашовых. Идея строительства Полесской железной дороги, 6-ой участок которой соединил два старинных города Брянск и Гомель, на равном удалении от которых расположилась наша станция, возникла в конце XIX века в связи с обострившейся внешнеполитической ситуацией.
Первый камень будущей станции был заложен недалеко от реки Унеча в сентябре 1885 года. Приблизительно в это время и появился в наших краях артельный староста из деревни Робчик Кузьма Курашов. Он вместе со своим братом принял участие в строительстве дороги. Уровень технической оснащенности строителей-железнодорожников того времени был весьма низок, всё делалось практически вручную.
Неимоверными усилиями строителей дорога была построена в срок, и 8 августа 1887 года был подписан акт о приёме в эксплуатацию шестого участка Полесских железных дорог.
Всего на нём было 11 железнодорожных станций, в том числе и станция третьего класса Унеча. Брата Кузьмы Курашова назначили начальником станции Жудилово.
Пять сыновей Кузьмы: Георгий, Антон, Петр, Демьян, Иван и его дочь стали железнодорожниками, более того, все сыновья были машинистами.
В годы второй пятилетки (1933-37гг.) Унечское депо, где работали братья, не только успешно справляется с постоянно возрастающими перевозками, но и добивается высоких скоростей при вождении поездов, экономии топлива и материальных ресурсов. Паровозные бригады активно включались в кривоносовское движение.
За ударный труд и активное участие в стахановско-кривоносовском движении в 1936 году машинисту Георгию Курашову была вручена правительственная награда. По всей Белорусской дороге, к которой тогда относилось и депо Унеча, гремела слава о братьях Курашовых.
Летом 1937 года машинист Георгий Курашов, закончивший к этому времени железнодорожную академию НКПС, уходя на должность начальника депо Унеча, передал свой паровоз СО-17 №601 брату Антону.
Экипажи молодых машинистов Антона, Демьяна и Петра Курашовых были инициаторами социалистического соревнования в депо, являлись примером во всём. Тяжеловесные поезда, которые вели братья по кольцу Унеча -Кричев — Хутор-Михайловский -Унеча, прибывали на станции всегда точно по графику.
Все братья имели прекрасный музыкальный слух, все играли в духовом оркестре при депо, все были трубачами. В годы Великой Отечественной войны все братья работали в эвакуации, водили поезда с ранеными, боеприпасами, оборудованием. К сожалению, пережить войну смог только один из легендарных братьев – Демьян Кузьмич.
Он родился в1913 году и прошел путь от кочегара до машиниста. После войны продолжил работать машинистом в родном депо. За свой самоотверженный труд был удостоен Ордена Ленина и нагрудного знака «Почётному железнодорожнику».
Передать детям в наследство любимую работу — почетно для железнодорожника. Рабочую эстафету от отца приняли сыновья Демьяна Кузьмича — в 1956 году Эдуард (1939-2006 г.), а в 1964 году – Виталий (1945 г.р.).
Виталий Демьянович за трудовую доблесть награждён орденом «Знак Почета». Продолжил он и музыкальную традицию семьи – стал играть в духовом оркестре, как его отец и дяди. Общий его стаж на железной дороге составил 33 года. Железнодорожником стал и муж его внучки Насти Павел.
Четвертым поколением железнодорожников Курашовых стал сын Эдуарда Демьяновича — Виталий. После окончания училища он стал помощником машиниста.
Удивительным образом сложилось, что в Унече образовалась ещё одна славная династия Курашовых, причем никаким родством с упомянутой выше семьей не связанная. И здесь было пять братьев. И все тоже железнодорожники. Их называли Петровичи, чтобы не путать с Кузьмичами.
В 20-е годы прошлого века братья Курашевы: Михаил (1897 г.р.), Иван (1900г.р.), Алексей (1905г.р.), Илья (1908 г.р.) и Архип (1912 г.р.). приехали в Унечу из Жирятинского района, узнав, что в депо Унечи требуются работники.
Самым старшим из братьев и самым заслуженным был Михаил Петрович.
Он прошел сложный путь от железнодорожного рабочего до высшей ступени профессионального мастерства машиниста– инструктора. Был удостоен многих высоких правительственных наград, в т.ч. Ордена Ленина, Ордена Почёта и высшей награды Министерства путей сообщения: нагрудного знака «Почётному железнодорожнику». Прожил он большую, насыщенную жизнь и умер в возрасте 90 лет, окруженный детьми и внуками.
Из троих его детей: Анны (1933 г.р.), Николая (1936 г.р.), Виталины (1938 г.р.), только сын Николай связал свою жизнь с железной дорогой: закончил БИИЖТ, работал на строительстве мостов и тоннелей в Домодедово, Калининграде. В Совете Министров РСФСР был заместителем председателя по строительству.
Членом династии Курашовых стал зять Михаила Петровича, муж дочери Виталии Михайловны — Шестаков Анатолий Геннадьевич, 1938 года рождения. Он окончил железнодорожное училище, долгое время работал машинистом. Внук по этой же линии Андрей Анатольевич– 1970 года рождения также окончил железнодорожное училище и перед поступлением в МИИТ поработал машинистом. В МИИТе получил специальность инженера по эксплуатации магистральных тепловозов. Работал заместителем генерального директора ООО «Статусстрой». К сожалению их уже нет с нами.
Внучка Михаила Петровича Ирина – 1962 года рождения, окончила экономический факультет МИИТа и работала главным бухгалтером Могилевского отделения железной дороги.
Её муж – Мартынов Сергей Петрович – заместитель начальника Могилевского отделения Белорусской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйству.
Их дети, т.е. правнуки Михаила Петровича, Максим и Михаил – оба тоже окончили железнодорожные вузы, один из них работает по специальности в Минском отделении дороги.
Железнодорожная династия Курашовых – Шестаковых — Мартыновых продолжается уже в четвертом поколении!
На улице Горького в Унече стоит скромный деревянный дом, в котором сейчас проживает дочь Михаила Петровича Виталия Михайловна. Она хранит память обо всех, кто жил в нём и трудился на благо родного города и Отечества. Сюда часто приезжает дочь Ирина, гостят внуки.
Коротко об остальных братьях Курашовых. Илья погиб на фронте. Остальные братья много лет отработали в локомотивном депо Унеча, Иван — вызывным дежурным по депо, Алексей и Архип прошли путь от кочегара до машиниста.
Сын Архипа Владимир тоже пошел по стопам отца, стал машинистом. И внук Архипа Геннадий Ященко, сын его дочери Марии, стал железнодорожником, работает в Москве. Дочь Ивана Мария всю жизнь до пенсии работала проводницей пригородных поездов.
На сегодняшний день железнодорожная династия Курашовых насчитывает пятнадцать человек.
Такими же большими железнодорожными династиями стали семьи Соломахо, Нищаковых, Глазкрицких.
Если сложить годы работы на железной дороге всех вышеназванных династий, то получится больше тысячи лет. И это не просто число. Это люди, их судьбы, их труд. Всё это вписано в историю станции Унеча, в историю города. И мы должны знать эти имена, гордиться их достижениями и сохранять память о них.
Н. ГОЛИК, директор краеведческого музея.
Еще по теме:
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |