Скорбные дни 1941 года

К 80-летию начала Великой Отечественной войны
22 июня 2021

Короткая летняя ночь с 21 на 22 июня 1941 года стремительно убывала. На восточном горизонте уже забрезжил рассвет и первые лучи осветили небо над спящим городком. Совсем скоро жители Унечи проснутся и узнают страшную новость о начале войны — самой страшной и кровопролитной за всю историю человечества.

Скорбная дата 22 июня 1941 года стоит особняком в жизни каждого русского человека. В этот день, в 4 часа утра полчища немецко-фашистских захватчиков пересекли западную границу Советского Союза. На 4 долгих года страна погрузилась в кровавый хаос войны.

После вторжения в СССР немецкие войска с каждым днем стремительно сокращали расстояние от западной советской границы до среднеевропейских областей России. С приближением вермахта, из районов, которым угрожала оккупация, началась масштабная эвакуация производственных мощностей и людей в тыл, в основном на Урал. В число таких районов входила и Унеча. Так, работники паровозного депо были эвакуированы на станцию Лиски Воронежской области. На станцию Троицк Челябинской области было эвакуировано железнодорожное училище. Из сел и деревень на восток увозили колхозный скот, ценную сельхозтехнику.

С началом войны в районе началась срочная мобилизация призывников. Однако, в условиях жесткого цейтнота, часть подлежащих отправке в войска жителей нашего района, особенно из его восточной части, призвать попросту не успели и они остались на долгих два года под оккупацией. Большинство из них были мобилизованы лишь осенью 1943 года, после освобождения Унечи.

Еще до войны, в марте-мае 1941 года в Унече, которая входила в состав Орловского военного округа, были сформированы отдельные подразделения 222-й стрелковой дивизии, значительная часть личного состава которых набиралась из местных призывников.

Дивизионные стрелковые полки располагались в лесу, в нескольких километрах от северной окраины Унечи, а дивизионные артиллеристы дислоцировались в соседних Стародубе и Почепе. В частности, под Унечей в предвоенные дни базировался 757-й стрелковый полк 222-й дивизии. Известно, что его бойцы жили прямо в лесу, в палаточном лагере, занимаясь работами по строительству оборонительных сооружений. Здесь они и встретили начало войны. В начале июля 1941 года подразделения дивизии были сняты с мест базирования и выдвинуты в восточные районы Брянщины. Там и начинался боевой путь 222-й дивизии под командованием полковника Боброва. Частично сформированная в нашем городе, дивизия прошла длинными дорогами войны от Унечи до Одера. Ее бойцы сражались на полях Брянщины, Смоленщины, Подмосковья, Белоруссии, Польши и Германии. В мае 1987 года в Унече, рядом с проходной завода «Тембр» был установлен памятник в честь 222-й стрелковой дивизии.

Также из документов о предвоенной дислокации частей Западного особого военного округа известно, что в конце мая 1941 года в Унече располагался гарнизонный ветеринарный лазарет № 317.

В первые недели войны в нашем городе дислоцировался эвакогоспиталь (в/ч 1133), который был расположен в здании школы № 41. С приближением линии фронта к Унече, этот госпиталь был эвакуирован.

Тем временем, враг оккупировал уже значительную часть Белоруссии и готовился к броску на Москву. Ключевая роль в ее обороне отводилась смоленскому направлению, так как именно здесь пролегал кратчайший путь на столицу. На этом участке командованием были сосредоточены основные силы советского Западного фронта. Оборонительная операция, проходившая с 10 июля по 10 сентября 1941 года, получила название Смоленской. На данном направлении у немцев действовала самая мощная войсковая группировка – группа армий «Центр» под командованием генерала-фельдмаршала Теодора фон Бока (1880-1945), усиленная двумя танковыми группами, одной из которых — 2-й — командовал генерал-полковник Гейнц Гудериан (1888-1954). Именно солдаты Гудериана в августе 1941 года первыми вошли в наш город, положив начало двухгодичной оккупации Унечи.

Продвижение немецкой армады вглубь советской территории было стремительным. Так, всего лишь за первые несколько дней с начала вторжения, вермахт занял большую часть Белоруссии. К 10 июля 1941 года основные силы группы армий «Центр» вышли к Днепру, сравнительно легко форсировали его и впоследствии, имея существенный перевес в живой силе и технике, сумели добиться значительных успехов на смоленском и могилевском направлениях. К 20 июля 1941 года немцы захватили Оршу, Кричев, Смоленск и окружили Могилев. Заняв Смоленск, Гудериан распорядился перегруппировывать силы, чтобы приготовиться к броску на Рославль – стратегически важный узел между Смоленском и Брянском.

Советское командование, по мере возможностей подтягивало к линии фронта свежие силы. Так, в двадцатых числах июля 1941 года на станцию Унеча для выгрузки прибыли подразделения 21-й горно-кавалерийской и 52-й кавалерийской советских дивизий. По приказу Ставки из этих дивизий должна была быть сформирована кавалерийская группа, которую планировалось перебросить севернее – в район шоссе Могилев-Кричев-Рославль, для сдерживания наступления немцев на восток.

Большое скопление эшелонов на станции Унеча в июле 1941 года отмечали и немцы. Так, начальник генштаба немецких сухопутных войск Франц Гальдер (1884-1972) в своем «Военном дневнике» записал:

«…Следует отметить большое скопление железнодорожных составов без паровозов в районе восточное Гомеля (Унеча), а также западнее и юго-восточнее Гомеля. Эти составы, по всей видимости, представляют собой эшелоны с погруженными на них автомашинами и танками. Очевидно, здесь речь идет или о попытке пополнить материальной частью разбитые подвижные соединения, или о переброске самих подвижных соединений…».

И всё же опасения по поводу участка, обороняемого 13-й и 21-й армиями, на совещании у Сталина высказывал знаменитый советский военачальник Г.К. Жуков:

«Наши 13-я и 21-я армии, прикрывающие направление на Унечу — Гомель, очень малочисленны и технически слабы. Немцы могут воспользоваться этим слабым местом и ударить во фланг и тыл войскам Юго-Западного фронта, удерживающим район Киева» — докладывал Жуков Верховному главнокомандующему.

Разведданные свидетельствовали о том, что на гомельском направлении немцы сосредоточивают крупные силы для удара. Отсюда командование вермахта планировало нанести основной удар по направлению Унечи. Также ожидалось крупное наступление немцев на Рославль со стороны Кричева, восточнее которого стояли ослабленные части нашего 4-го воздушно-десантного корпуса.

К началу августа 1941 года советскому командованию еще не было точно известно, из какого района немцы начнут основное наступление на наш регион – со стороны Гомеля или со стороны Рославля.

В это же время участились начавшиеся еще с первых дней войны налеты бомбардировщиков люфтваффе на Унечу, которая рассматривалась немцами как ключевой оборонительный пункт между Гомелем и Брянском. Так, 6 августа 1941 года близ станции Унеча немецкой авиацией был разбит советский бронепоезд из состава 4-го дивизиона бронепоездов, выполнявший задачи на участке между Унечей и Кричевым. Эскадрилья пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс» бомбила бронепоезд около 5 часов, пока тот не превратился в груду дымящихся обломков. Уцелевшую команду бронепоезда вывели на переформирование.

Ещё один бронепоезд из состава 12-го дивизиона действовал в районе Унечи вплоть до 16 августа 1941 года, поддерживая огнем части 45-го стрелкового корпуса и 155-й стрелковой дивизии.

Впоследствии, о своих впечатлениях от бомбардировки Унечи, на станицах израильской газеты «АМИ — народ мой» поделился очевидец – Аркадий Зельцер, который летом 1941 года, будучи мальчишкой, находился на станции Унеча вместе со своим отцом, который работал в передвижном эвакогоспитале. Вот как А. Зельцер описывал немецкий авианалет на Унечу:

«…Запомнился фантастический ночной налет на станцию. В темном небе при обязательной светомаскировке всей станции с прилежащими улицами и домами неожиданно зажглись и зависли над скоплением подвижного состава ослепительно яркие шары. Они располагались в шахматном порядке, делая видными, как на ладони, все объекты станции. Без промедления над ней появилась целая армада вражеских самолетов, начавших методическую бомбардировку станции. К утру на станции не оставалось ничего сколько-нибудь живого и целого. Мы с отцом оказались в районе станции в момент, когда только что вспыхнули эти огненные шары. Нас спасло укрытие под штабелем рельсов, лежавших на бетонных подпорках, вкопанных в землю. Там мы с отцом залегли, затаив дыхание, и пробыли не менее полутора-двух часов, съеживаясь при каждой очередной серии взрывов. От гари было нечем дышать, а уши оглохли. Было много жертв среди мирного населения, но госпиталь, находившийся примерно в километре от станции уцелел…».

Со слов А. Зельцера известно, что немецкая авиация атаковала не только станцию, но также, в нарушение правил ведения войны, бомбила и здание госпиталя, в котором находились раненые и медперсонал.

1 августа 1941 года 24-й танковый и 7-й армейский корпусы Гудериана начали наступление на Рославль. К 8 августа 1941 года Рославль был оккупирован.

В дальнейшем Гудериан ожидал, что получит приказ командования о наступлении на Москву или Ленинград, но у Гитлера были другие планы. Как известно, вскоре Гудериану было предписано двигаться от Рославля на юг – сначала в район Унечи, а потом – в Северскую Украину.

14 августа 1941 года для прикрытия брянского направления от возможного прорыва немецкой рославльской группировки, на стыке Центрального и Резервного фронтов директивой Ставки был создан новый Брянский фронт с подчинением его Верховному Главнокомандованию. Брянский фронт был призван выполнять ответственную задачу по прикрытию московского региона с юго-запада. Командующим фронтом был назначен знаменитый военачальник генерал Андрей Иванович Еременко (1892-1970). Первоначально в состав Брянского фронта вошли 13-я и 50-я общевойсковые армии.

Объективности ради, следует отметить, что многие соединения двух вышеназванных армий в августе 1941 года числились только на бумаге. В реальности же людей и техники было катастрофически мало, что практически не оставляло шансов на успех в борьбе против мощной немецкой группировки.

Полоса действий Брянского фронта в ширину превышала 200 километров. Непосредственно Унечу обороняла входившая в состав 13-й армии 148-я стрелковая дивизия. 15 и 16 августа 1941 года немцы проводили массированные бомбардировки станции. Отражать авианалеты были призваны передислоцированные в Унечу из Полоцка четыре зенитные батареи. Однако, их возможностей было явно недостаточно.

С началом бомбежек многие жители города покинули свои дома, поселившись на время в окрестных деревнях и селах. Многие, перед самым вступлением немцев в город, бросили свои дома и укрылись в лесах.

К 17 августа 1941 года немецкие войска были уже на ближайших подступах к Унече. В результате боев, в которых немцы по всем параметрам имели солидное превосходство, советское командование было вынуждено отступить и сдать немцам город. Непосредственно Унечу атаковали 3-я танковая дивизия (генерал-лейтенант Модель) и 10-я моторизованная дивизия (генерал-майор фон Лепер), входившие в состав 24-го танкового корпуса 2-й танковой группы Гудериана.

После оккупации Унечи, на западе от города, по линии Сураж-Новозыбков-Стародуб, еще продолжали действовать советские подразделения, отходившие из района Гомеля на восток. Однако, какого-либо существенного влияния на ситуацию они уже оказать не могли.

В эти тяжелые августовские дни многие советские военнослужащие, оказавшиеся под Унечей, попали в немецкий плен. Не меньше было и пропавших без вести.

Итак, Унеча была захвачена немцами 17 августа 1941 года. Начались два долгих года оккупации.

Н. ГОЛИК, директор Унечского краеведческого музея.

Фото: ds304.roovr.ru

12+

БАРС Брянск

Еще по теме:

Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
24 августа 2025, 15:53

На Брянщине в Стародубском округе обновляют памятники

Благодаря программе «Инициативное бюджетирование», в Стародубском округе Брянской области, в последнее время капитально отремонтировано 6 памятных мест. В этом году в рамках данной программы будут полностью обновлены и благоустроены территории вокруг памятников в селе Остроглядово, селе Дохновичи и селе Мишковка, рассказывает РИА "Стрела" с ссылкой на «Стародубский вестник».

24 августа 2025, 10:06

Супруги из Злынки отметили изумрудную свадьбу

Начальник отдела ЗАГС Злынковского района Анастасия Середина поздравила супругов Грибановых, Владимира Павловича и Валентину Сергеевну, с замечательным семейным праздником – изумрудной свадьбой. Торжество проходило в уютном доме юбиляров, где их палисадник буквально утопает в цветочном разнообразии. Грибановы зарегистрировали свой брак 55 лет назад и стали мужем и женой. Их союз оказался по-настоящему крепким: они все так же любят и дорожат друг другом, стараются всегда и во всем быть рядом. Вырастили сына, а теперь принимают участие в воспитании внучки.

24 августа 2025, 10:03

В Клетне продолжается ремонт водопроводных сетей

В Клетне продолжается  реконструкция водопроводных сетей  в рамках регионального проекта по модернизации коммунальной инфраструктуры и нацпроекта «Инфраструктура для жизни.  Всего будет реконструировано 5 960 км старых водопроводных сетей. С окончанием работ в более двухсот дома жителей  придет чистая питьевая вода.   Жители улиц, где прокладывается новый водопровод, уверены, что новая система водоснабжения позволит не только повысить надежность подачи воды, но и значительно улучшить ее качество, что напрямую отразится на здоровье и благополучии местного населения.

23 августа 2025, 16:35

В Брянске прошел второй этап региональной Конференции Партии «Единая Россия»

Кoнференция состоялась сегодня, 23 августа. Она прoшла под руководством члена Высшего совета «Единой России», Секретаря регионального отделения Партии, Губернатора Брянской области Александра Богомаза, сообщается на сайте РИА "Стрела".

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in