Его судьба — железная дорога

Машинист локомотива — ведущая профессия в железнодорожной отрасли, главная сила и гордость большого коллектива. На нем лежит ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, сохранность грузов, безопасность перевозок. Ведь быть машинистом железнодорожного транспорта – серьезное испытание и титанический труд, к которому готовы не все. Нужно иметь не только отличное зрение и молниеносную реакцию, но и быть настоящим профессионалом своего дела с необходимым багажом знаний. Именно таким профессионалом стал в своё время Валерий Васильевич Сильченко, который свою жизнь посвятил работе на железной дороге.
Валерий Васильевич родился в Унече 16 июня 1946 года в семье железнодорожников. Отец Василий Сергеевич работал слесарем в паровозном депо более 40 лет и сын с раннего детства был наслышан о профессиях, связанных с железной дорогой. В паровозы был просто влюблен, представлял их как живое существо. Возможно поэтому, после окончания 9 классов школы №39 (№4) в 1962 году поступил в железнодорожное училище. Учился с увлечением и одновременно продолжал учёбу в вечерней школе. В 1964 году, получив профессию помощника машиниста паровоза, устроился на работу в Унечское паровозное депо.
В 1965 году был призван в ряды Советской Армии в железнодорожные войска в школу подготовки машинистов паровоза. Через год сдал экзамены на машиниста паровоза в управлении Октябрьской железной дороги и три года служил в железнодорожных войсках на севере. После армии в 1968 году, вернулся на работу в локомотивное депо Унеча в прежней должности. Работа нравилась, но паровозы уходили в прошлое, в депо появились тепловозы, и нужно было переучиваться для работы на другом виде тяги.
В 1971 году Валерий Васильевич был самым молодым машинистом тепловоза. Его ответственность и добросовестность позволили достичь высшей квалификации — машиниста 1 класса. Многое менялось в работе, но неизменным оставалось желание сделать больше и лучше во благо родного предприятия. Именно Сильченко брался с уверенностью и настойчивостью за всё новое и прогрессивное. В числе первых освоил белорусский метод управления локомотивом «в одно лицо», учил молодых всему, что умел сам.
В те годы в трудовых коллективах организовывалось социалистическое соревнование. На протяжении многих лет Валерий Васильевич становился его победителем и получал заслуженные награды. Так, в 1973, 1974 годах согласно приказу МПС и ЦК профсоюза железнодорожного транспорта награжден знаком «Победитель социалистического соревнования». В 1985 году ему вручили именные часы Министра путей сообщения Б.П. Бещева, в 1986 году — знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 километров». В этом же году был вручён орден «Знак Почета».
В 1989 году коллектив локомотивного депо выдвинул Валерия Васильевича кандидатом в народные депутаты РСФСР по Клинцовскому округу №295. Кандидатов было четверо. Предвыборная кампания проходила трудно. Но, как говорится, в конкурентной борьбе побеждает достойнейший. Народным депутатом РСФСР на пять лет с 1990 по 1995 годы был избран Валерий Васильевич Сильченко.
Вспоминая о том времени, он говорит: «…Нам, депутатам, приходилось быть первопроходцами во всём, от выработки новых процедур, до решения самых сложных государственных проблем. Не всё тогда получалось. Мы до сих пор остро переживаем прошлые ошибки и неудачи. Но заслуги первого парламента России очевидны. Именно на первом Съезде была принята Декларация о государственном суверенитете России. Кроме того, приходилось решать вопросы областного и районного значения, вести прием населения по личным вопросам не оставляя любимую профессию. При встрече с министром путей сообщения Н.С. Конаревым, был решён вопрос о замене маневровых тепловозов в депо Унеча. Многие вопросы решались для Брянского отделения и для предприятий Унечи, Клинцов, Суража.
Кроме того, благодаря усилиям Брянских депутатов был принят в России Чернобыльский закон в 1991 году, и многие тысячи людей, пострадавшие на ЧАЭС, получили государственную поддержку».
В 1992 году произошло ещё одно знаковое событие: Валерий Васильевич был удостоен звания «Почётный железнодорожник». Знак вручил Министр путей сообщения Г.М. Фадеев.
После выхода на пенсию, с коллективом, с которым связана вся трудовая биография, Валерий Васильевич связь не прекращает. Одиннадцать лет, с 2001 по 2012 годы являлся председателем совета ветеранов. Общественной работе уделял много времени, стараясь также честно и добросовестно выполнять свои обязанности и оправдывать доверие коллег. Много доброго сделано за это время, и ветераны благодарны своему лидеру.
Валерий Васильевич прекрасный семьянин. Свою жену, Галину Сергеевну, он встретил в далекой юности, в 1961 году в день приема в ряды ВЛКСМ. С тех пор они вместе. Поженились в 1969 году – 52 года назад. Супруга также работала на железной дороге, и на заслуженный отдых ушла вместе с мужем в 2001 году.
Валерий Васильевич и Галина Сергеевна вырастили и воспитали хороших детей: дочь Марину и сына Виктора. Дети окружают родителей заботой и вниманием. Четверо внуков всегда радуют своими успехами и любовью. В 2020 году родился первый правнук.
Всю жизнь, до настоящего времени Валерий Васильевич болеет душой за работу коллектива локомотивного депо Унеча, всегда оказывает помощь в воспитании молодого поколения и поддержании трудовых традиций.
Через несколько дней этот замечательный человек отметит своё 75-летие. Наверное, оглядываясь на прожитые годы, ему вспоминаются и трудности, и радости, и успехи, и неудачи. Но главное, чем он может по праву гордиться, это искреннее уважение людей, с которыми ему довелось работать и идти по жизни рядом.
Б.И. Третьяк, г.Унеча.