Свою судьбу связал с Унечей
В «Унечской газете» есть рубрика «Наша память». Её по предложению Почётного гражданина Унечского района Виктора Михайловича Тимощенко ведёт внештатный автор газеты Владимир Абрамович Болотин. На этот раз, дочери Михаила Ивановича Боровичева согласились рассказать читателям о своем отце, бывшем руководителе вагонного депо. Несмотря на то, что сейчас они с семьями проживают в других городах, в Унечу, в родной дом, приезжают регулярно, чтобы поклониться светлой памяти любимых родителей.
Сколько себя помним, для нашего отца, Боровичева Михаила Ивановича, День Победы был самым главным праздником в жизни. Только в этот день он надевал свои боевые и трудовые награды и, как всегда красивый и стройный, шел в вагонное депо, чтобы принять участие в праздничном шествии. Колонны радостных жителей Унечи с цветами и флагами под звуки духового оркестра шли к памятнику Неизвестному солдату, расположенному на территории городского кладбища. В этой ликующей колонне рядом с участниками войны шли мы, дети победителей, учащиеся школ. Невероятно, но день 9 Мая был всегда тёплым, солнечным и светлым. В памяти навсегда остался запах молодой зелени березок, тополей, цветущих садов и звуки военных маршей духового оркестра под руководством его бессменного руководителя Кагана Григория Сауловича.
Участники войны и радостно обнимались, и грустили, вспоминая боевых товарищей, погибших на полях сражений.
Наш отец вырос в многодетной семье. У дедушки, Боровичева Ивана Филипповича, было шесть детей, трое из которых—сыновья. Семья проживала в небольшой деревне Боровичевка Екимовичского района Смоленской области. Нас всегда поражало, какое хорошее воспитание и качественное образование получили дети, родившиеся в глухой отдаленной деревне, из которой каждый день ходили в школу-семилетку более чем за 10 км!
Старший брат, Иван Иванович, перед самой войной с красным дипломом окончил физико-математический факультет Смоленского педагогического института и начал работать учителем в школе. В Красную Армию был призван с первых дней войны. Героически погиб в танковом сражении под Сталинградом 11 декабря 1942 года. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II cтепени.
Средний брат, Петр Иванович, в 1940 году окончил Смоленское артиллерийское училище. Командовал взводом, затем батареей. В самом начале войны попал в окружение. Не имея возможности пробраться за линию фронта, организовал партизанский отряд «За Родину» и был избран его командиром. Два года воевал во вражеском тылу. Потом командовал артиллерийским дивизионом на фронте. В войну и послевоенные годы окончил командную и штабную высшие офицерские школы, но три ранения не позволили продолжить армейскую службу.
Демобилизовавшись из армии в 1948 году, работал на советской, партийной и хозяйственной работах. Награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны, многими медалями. Вышел в отставку в звании майора.
Книгу «За Родину» о деятельности партизанского отряда, в том числе и на территории Брянской области, издал сын Петра Ивановича, наш двоюродный брат, Владимир Боровичев на основании личных воспоминаний и рукописей Петра Ивановича.
Нашему отцу 10 июня 1941 года исполнился 21 год. К началу войны он уже окончил Рославльский железнодорожный техникум и был курсантом 29-й дивизионной школы младших авиаспециалистов 21-й смешанной авиадивизии, расположенной в г. Одессе. Он прошел всю войну от первого до последнего дня. На фронте был мотористом, авиамехаником, старшим авиамехаником 293-го истребительного авиаполка 287-й истребительной авиадивизии. Участвовал в боях на Южном, Волховском, Сталинградском, Северо-Кавказском, Брянском, 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. В одном из боёв был ранен.
За успешное выполнение боевых заданий награжден орденами Красной Звезды, Великой Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией». Имел воинское звание инженер-капитан.
Судьбоносная встреча произошла в Унече в 1943 году во время освобождения города от оккупантов. Полк, в котором служил отец, базировался на аэродроме во Мглине. В этот период он и познакомился с нашей мамой Татьяной Щерба, которая училась в Новозыбковском педагогическом институте. После изгнания немцев полк отца перебазировался на запад, а покорившая сердце девушка осталась на Брянщине. Переписка с мамой продолжалась долгих три года. Письма отца поражают грамотностью, патриотизмом, мудростью, планами на мирную жизнь и надеждами на предстоящую встречу с любимой девушкой. В одном из писем, датированным декабрем 1944 года, отец написал: «…Сегодня ничего особенного не произошло, правда, меня наградили орденом Красной Звезды».
Сегодня нам трудно представить, что воевали и победили в той войне, в основном, мальчишки, которым было около или чуть больше двадцати лет. И у каждого из них за спиной были оборванные мечты и стремления. И ещё беззаветная преданность Родине, которую они защищали до последней капли крови.
Отец закончил службу в 1946 году, в этом же году родители поженились, и мама переехала к отцу в Смоленск, куда он был направлен на работу на железную дорогу. Уже 19 августа 1947 года отца наградили Почетным знаком «Отличный вагонник».
Отец работал и учился. Окончил Московский институт железнодорожного транспорта (МИИТ). В 1948 родители переехали из Смоленска в Унечу, где отец был принят на работу инструктором по буксосмазочному хозяйству Унечского вагонного участка. С тех пор Унеча стала для отца второй малой родиной.
Вспоминаем себя маленькими. Зима, отец приезжает из Москвы на каникулы с апельсинами, сушками и ирисками «Золотой ключик». А нас, двоих счастливых и радостных, одновременно носит на руках «дровишками».
Единственным местом работы, практически вторым, а, может быть, и первым домом, стало вагонное депо.
По окончании МИИТа 18 октября 1960 года Михаил Иванович Боровичев был назначен заместителем начальника вагонного хозяйства Унечского отделения Калининской железной дороги. В декабре 1962 года Унечское отделение вагонного хозяйства преобразовано в вагонное депо Унеча. 27 февраля 1963 года приказом Министра путей сообщения отец был назначен его начальником.
В должности руководителя вагонного депо отец проработал 17 лет до выхода на пенсию в 1980 году. За это время он провел огромную работу по развитию и модернизации депо. Была освоена эксплуатация автономных рефрижераторных вагонов, работа по новой технологии обработки поездов путем использования централизованного ограждения поездов и двусторонней радиосвязи, полностью вошел в действие тележечный цех и освоена работа на поточно-конвейерных линиях по ремонту вагонов, построен бытовой блок, столовая и другое.
Неоднократно по итогам работы вагонное депо становилось победителем в социалистическом соревновании на Московской железной дороге.
Всего отец проработал в вагонном депо почти 40 лет. Он был очень ответственным и умным человеком, талантливым инженером и организатором производства, но в то же время, ему была присуща невероятная скромность. Он был порядочным и честным человеком, заботился не только о своей семье, но и обо всех окружающих его людях.
Неоднократно отцу предлагали переехать в Брянск, Москву и даже в Монголию на более высокие должности, но он отказывался. Он был всецело предан своему предприятию и коллективу.
Однажды, умение мгновенно принимать решения, помогло отцу спасти жизнь человеку. Один из рабочих депо при ремонте цистерны из под бензина, поскользнулся и упал в неё. Крик услышали рабочие, но никто не решался лезть в цистерну без приспособления. В это время отец проходил по территории. Узнав о случившемся, не раздумывая, на канате спустился в цистерну и вытащил потерявшего сознание человека. 4 октября 1960 года дорожный комитет профсоюза рабочих железнодорожного транспорта наградил Боровичева М.И. Почетной грамотой «За проявленную находчивость и самоотверженность при спасении слесаря тов. Лобнина».
Отца уважали в районе, ему доверяли люди. Он избирался народным заседателем Унечского районного суда, депутатом Унечского городского Совета депутатов трудящихся.
За свой труд Боровичев Михаил Иванович награжден знаком «Почетный железнодорожник», именными часами Министра Путей Сообщения, медалями «За добросовестный труд в ознаменование 100-летия со Дня рождения В.И. Ленина», ветерана труда «За долгосрочный и добросовестный труд», многими юбилейными медалями.
Михаил Иванович очень любил своих дочерей. Обе окончили Брянский институт транспортного машиностроения по специальности инженер-механик, и успешно отработали по инженерному профилю до выхода на пенсию. А еще больше Михаил Иванович любил своих внуков. Он проводил с ними много времени, учил их трудолюбию и честному отношению к жизни.
Михаил Иванович никогда не стремился к роскоши. Его жизнь прошла в построенном собственными руками небольшом доме на ул. Володарского. Но он был счастлив благополучием семьи, работой и миром, которому знал цену. Очень дружил со своим братом Петром и смог передать это доброе качество характера своим детям. Михаила Ивановича не стало 14 августа 1993 года.
Сегодня его дочери, Лариса Михайловна и Анна Михайловна Боровичевы, приезжают летом в родной домик из Новосибирска и Липецка, поддерживают в нём по мере сил и возможностей порядок, и подпитываются энергией, теплом и воспоминаниями, которые он хранит. И хотя братьев Боровичевых уже нет почти 30 лет, в Унечу с радостью приезжает в гости сын Петра Ивановича Володя с женой.
«Мы вспоминаем родителей и думаем, что братья были бы очень довольны нашей дружбой, —говорят дочери Михаила Ивановича.—Мы всегда будем помнить героический подвиг отца, его братьев и всех людей того поколения. Будем чтить их память пока сами будем живы. Уверены, что так поступят и наши дети».
Подготовил В.А. БОЛОТИН.