15 апреля 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения заслуженного учителя школы РСФСР Кровко Елизаветы Григорьевны

15 апреля 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения заслуженного учителя школы РСФСР Кровко Елизаветы Григорьевны. Её знали, ценили и уважали, как профессионала, очень многие. Жизнь Елизаветы Григорьевны—это пример беззаветного служения образованию и любви к своим ученикам. И подтверждение этому служат очень теплые воспоминания о ней.
Елизавета Григорьевна родилась в Унече. Отец — Кровко Григорий Власович был родом из бедных крестьян. Во время Первой мировой войны был награжден Георгиевским крестом, в гражданскую войну служил в партизанском отряде под командованием Н. Щорса, а затем работал на железной дороге. Мать – Кровко Раиса Наумовна вела домашнее хозяйство и растила троих детей. Старшая, Елизавета, в 17 лет, окончив школу с Похвальным листом, поступила в лучший в то время педагогический вуз — Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина на факультет русского языка и литературы, где преподавали знаменитые педагоги и учёные.
Трудная, но счастливая студенческая жизнь, закончилась летом 1941 года. Молодая студентка вместе со сверстниками строила оборонительные укрепления на подступах к Москве, дежурила на крышах домов во время налетов гитлеровской авиации, сбрасывая с них зажигательные бомбы.
В тревожные дни октября 1941 года, когда немцы приблизились к Москве, студентам 4 курса выдали дипломы об окончании института. Вместе с тысячами эвакуировавшихся жителей Москвы Елизавета отправилась пешком по известной «Владимирке» на восток, чтобы найти эвакуированную на Урал семью. Описание этого пути могло бы послужить сюжетом для отдельного рассказа: где пешком, где на попутках, где с помощью добрых людей, но Елизавета добралась до башкирского села Вознесенка, где и встретилась с родными.
Там, в местной школе началась её педагогическая деятельность. Ученики сразу признали её своей, они ловили каждое слово учительницы из Москвы, увлекательно рассказывающей о городе, которого они никогда не видели, о литературных героях.
В 1943 году, после освобождения Унечи, семья вернулась домой.
Жизнь потихоньку стала налаживаться. 1 апреля 1944 года Елизавета Григорьевна стала учительницей в железнодорожной школе №18 (41), где приняла пятиклассников, став их классным руководителем. Через шесть лет, в 1950 году они стали первыми её выпускниками. Эти ребята заняли особое место в её жизни, ведь они были детьми войны, на долю которых выпали совсем не детские испытания. Между ребятами и их классным руководителем сложились особые, доверительные отношения, ведь между ними была совсем небольшая разница в возрасте.
Дружба сохранилась на всю жизнь. Почти все выпускники поступили в вузы, стали врачами, учителями, инженерами, руководителями.
В послевоенные годы в жизни Елизаветы Григорьевны произошло судьбоносное событие— она вышла замуж за фронтовика, учителя школы Петра Афанасьевича Ахламова. Вскоре родились дети – дочь Светлана и сын Сергей. Это было трудное время. Чтобы прокормить семью, приходилось держать кур, корову. Так жила семья Ахламовых и все соседи по улице. В молодости времени хватало на все: и на работу, и на дом, и на детей.
Постепенно молодая учительница русского языка и литературы приобрела опыт, завоевала авторитет среди коллег, учеников и их родителей. Была завучем, возглавляла кустовое методическое объединение учителей русского языка Брянского отделения Московской железной дороги, вела большую общественную работу, но главными для неё всегда оставались ученики. Не случайно 4 марта 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Елизавете Григорьевне Кровко было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Она также была награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «Ветеран труда».
За год до выхода на пенсию Елизавета Григорьевна организовала в школе №41 встречу выпускников своих первых выпусков с будущими выпускниками. Эта встреча ошеломила тогдашних школьников эрудицией, задором, артистизмом «старичков» — Семена Брайнина, Александра Казаринова, Леонида Хаврошина, Михаила Воронина и других. Юные девчонки и мальчишки просто влюбились в них и не хотели с ними расставаться.
В 1977 Елизавета Григорьевна ушла на заслуженный отдых, но связь со школой не прервала. Появилось больше времени и для любимого занятия – лесных прогулок. А уж осенью в грибную пору каждый погожий денёк посвящался «тихой охоте» в излюбленных местах — в Песчаниках, Писаревке и разъезде 123 км.
Особую радость доставляли ей и супругу встречи с выпускниками. Их дом всегда был открыт для них.
Не простыми стали для Елизаветы Григорьевны восьмидесятые годы. Вместе с семейными радостями, связанными с рождением внучки Олеси, пришло и огорчение — стало беспокоить здоровье супруга. Его уход из жизни в 1989 году стал для семьи настоящим потрясением.
Оставшись в Унече в одиночестве, а дети к тому времени жили со своими семьями в Москве и Твери, она никогда не жаловалась на трудности. В начале двухтысячных годов, когда сама нуждалась в постоянном уходе, Елизавета Григорьевна переехала к дочери Светлане в Тверь, где, несмотря на заботу и внимание всей семьи, очень скучала по родному городу. Её не стало 14 декабря 2006 года. По её последнему желанию она похоронена в Унече рядом с мужем.
Имя Елизаветы Григорьевны Кровко свято и хранимо с благодарностью всеми её учениками, для которых она была идеалом и бесспорным авторитетом.
Для неё ученики были её детьми, а школа — её домом.
Накануне памятной даты некоторые из них прислали в редакцию письма, наполненные тёплыми воспоминаниями и уважением к своей любимой учительнице.
Из воспоминаний учеников «Для Елизаветы Григорьевны мы, выпускники 1950 года были особенно дороги. Ведь мы были у неё первыми, кого она благословила на взрослую жизнь.
Елизавета Григорьевна сумела привить нам любовь к знаниям и целеустремленность. Все мои одноклассники окончили разные вузы. Она привила нам любовь к литературе, в том числе и к поэзии. Не случайно А. Казаринов, С. Брайнин написали много хороших стихов. Не без влияния Елизаветы Григорьевны я стал учителем, и в первые годы своей работы часто обращался к ней за советами. Не припомню случая, чтобы моя бывшая учительница не ответила на мои письма в далекий от Унечи Алтай. Забыть её невозможно, она и в душе, и в сердце».
Михаил Воронин, выпускник 1950 года.
***
«Лев Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Эти слова всецело относятся к моей любимой учительнице русского языка и литературы Елизавете Григорьевне Кровко.
На своих уроках она выкладывала нам весь багаж своих знаний, а он у неё был просто огромным! Она любила Родину всем сердцем, и эта любовь проникла в наши юные сердца и осталась там навсегда.
На уроках Елизаветы Григорьевны царила атмосфера домашнего уюта, взаимопомощи и поддержки. Сейчас, читая лекции студентам МАИ, я стараюсь повторить её.
Я низко кланяюсь памяти своей любимой Учительницы!»
Петр Никитин, выпускник 1956 года, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Почетный гражданин Унечского район.
***
«Елизавета Григорьевна не вписывалась в наше понятие об учителях. Она не учила нас. Она делилась с нами своими знаниями. Это было строго по-домашнему. Как будто не учитель, а мама наша. Спокойно, деловито, интересно.
Она всегда рассказывала не о том, что мы могли прочитать в учебнике, а что-то свое и обязательно с примерами и цитатами. Не знаю почему, но на ее уроках всегда было тихо, хотя она никогда не призывала к порядку. Мы, не отвлекаясь, слушали ее.
В делах и словах Елизаветы Григорьевны было повышенное чувство справедливости.
А хорошо ли мы знали литературу? Думаю, не хуже, чем в других школах, но зато я знаю твердо, что мы лучше других могли ориентироваться в литературе, могли всегда оценить ее качество и назначение. И это нам дала Елизавета Григорьевна».
Сергей Ложечко, выпускник 1956 года.
***
«Сейчас каждый из выпускников нашего класса—состоявшийся в жизни человек. Многие достигли высот в выбранной профессии, обзавелись семьями, воспитали достойными своих детей, дождались внуков. Не всё, конечно, складывалось гладко, были трудности, потери, разочарования… Но прекрасные уроки жизни, которые мы получили в школе, помогали нам идти вперёд к поставленным целям и не терять веру в лучшее.
Нашему классу очень повезло с классным руководителем. Под своё крыло нас взяла мудрейшая женщина, опытнейший педагог Елизавета Григорьевна Кровко.
Благодаря умению Елизаветы Григорьевны сплотить своих учеников, наш класс с каждым днём становился дружнее. Мы были одной семьёй: и в школе, и в свободное от уроков время, мы общались, ходили в походы, организовывали вечера… Педагог научил нас ценить дружбу, не возвышаться друг над другом, быть щедрыми на добро и жить достойно, принося пользу.
Последний звонок, выпускной бал остались в памяти не только, как трогательный момент прощания со школой, но и с любимым классным руководителем. Мы плакали, не хотелось расставаться с Елизаветой Григорьевной. Как жить дальше без её уроков, без улыбки и наставлений, без мудрых советов?
После окончания учёбы мы созванивались с Елизаветой Григорьевной, навещали её, делились с ней радостями и огорчениями. И всегда получали поддержку.
К сожалению, Елизаветы Григорьевны уже нет на этой земле. Но в наших сердцах жива память о ней. А её знания и мудрые наставления мы передаём своим детям и внукам».
От имени выпускников 1977 года Елена Завгороднева (Цымбал).