Сотрудники музея рассказали о том, каким был Унечский традиционный костюм

4 июля 2020, 9:23 | Культура 6

Унечский краеведческий музей предложил рассмотреть крестьянина нашей местности, жившего в позапрошлом веке на территории современного Унечского района. Информация об этом появилась на сайте учреждения. 25 июня славяне всего мира празднуют День дружбы ...

Унечский краеведческий музей предложил рассмотреть крестьянина нашей местности, жившего в позапрошлом веке на территории современного Унечского района. Информация об этом появилась на сайте учреждения.

25 июня славяне всего мира празднуют День дружбы и единения славян. Этот праздничный день был учрежден в конце ХХ века с целью сохранения исторической памяти славянских народов мира, а также с целью объединить всех людей данной ветви и напомнить о богатых традициях, присущих культуре славян. Сейчас славянский мир – это более 300 миллионов человек.

В конце XIX в. территория современного Унечского района являлась частью Малороссии и состояла из сел и деревень трех уездов Черниговской губернии: Суражского, Стародубского и Мглинского. Эти северные уезды Черниговской губернии составляли как бы переход от Малороссии к России, и были населены народом, который по характеру, по внешнему виду, по одежде отличался как от малоросса, так и от великоросса. Больше того, в этом народе своеобразно переплелись обычаи и традиции русского, украинского и белорусского населения и вылились в самобытную, уникальную культуру. «Литвины-белорусы» — так называла наших предков землячка, уроженка с. Рассуха Унечского р-на, писательница, собирательница местного фольклора Мария Николаевна Косич. Особенности этой культуры проявлялись в одежде местных жителей, в традиционных блюдах, в диалектах, и даже в характере и поведении крестьян. Так как же выглядел местный житель нашего края?

Унечского костюма, как такового, в чистом виде не существовало. Он включал в себя элементы костюмов всех трех перечисленных уездов. Кроме того, сильное влияние на него оказывали соседние Украина и Белоруссия.

В фондах Унечского краеведческого музея имеются костюмы и отдельные вещи, относящиеся к началу и середине XX в. Большую часть музейной коллекции составляют женские рубахи — главный элемент женского костюма.

Рубахи были сшиты из льняного, или конопляного домашнего холста и по способу пошива были составными, то есть сделаны и двух частей, иногда выполнявшихся из различных тканей. Верхняя часть составной рубахи называлась стан. Шилась она из тонкого отбеленного домашнего холста. Нижняя часть — подстава — выполнялась из более грубого холста, менее выбеленного. По мере изнашивания подставу могли отпороть и заменить новой.

По крою рубахи делились на два типа: с прямыми плечевыми вставками — поликами, расширявшими их нагрудную часть, и рубахи со слитными рукавами — поликами. Причем первых гораздо больше. Ворот рубах образовывался за счет сосборенных на нитку и пришитых к небольшой стоечке верхних кромок полотнищ и краев поликов. На концах стоечки делались две прорезные петли для стягивания воротника лентой спереди.

Непременным элементом рубах в нашей местности являлось на­личие ластовиц — лоскутов ромбовидной формы, пришиваемых под подмышкой. Ластовицы соединяли рукав со станом и давали большую свободу движений. Благодаря поликам, ластовицам, сборкам по вороту, рукава рубах получались пышным. Низ их стягивался узкими манжетами без оборок.

Практически все рубахи, мужские и женские, а также рушники, скатерти, подзоры, боговникн были украшены вышивкой и цветным ткачеством. Эта традиция идет из глубо­кой древности, когда счи­талось важным «обезопа­сить» предметы домаш­него обихода, а также все необходимые отверстия в одежде: во­рот, подол, рукава. Вышивка была не сколько украшением, сколько оберегом и  содержала  всевозможные священные изображения и магические символы.

Конечно, с течением времени многие из них потеряли первона­чальный смысл, забылись, но все равно основные славянские символы – солнце, вода, земля – встречаются на многих вышивках.

На более старых рубахах используется в основном геометрический орнамент, на более поздних появляется орнамент растительный: изображаются цветы, листья, веточки.

Черно-красной вышивкой украшались воротничок-стоечка, ман­жеты, низ рубахи и особенно верхняя часть рукава; в некоторых случаях даже швы, соединяющие оплечье с рукавом были вышиты.

Особой яркостью отличались рубахи молодух — женщин первого года замужества. У девушек рубахи были скромнее, а пожилые крестьянки  носили простые белые рубахи почти без вышивки. По обилию украшений различались также праздничные и повседневные рубахи.

Второй по численности частью коллекции являются сарафаны или, как их называли в нашей местности, саяны.

Зимние сарафаны шили из домотканой шерсти розового и красного цветов, тяжелые и громоздкие. Летние сарафаны — сатиновые, разных цветов. Праздничные – красные, бордовые; будничные — черные, синие. Покрой всех саянов одинаков: широкая юбка со складками пришивалась к облегающему тело лифу. Застежка располагалась спереди на отстроченной планке. Саяны практически не украшались. Лишь несколько одноцветных ленточек и защипов по подолу, да на некоторых — маленькая рюша по горловине и пройме.

Такого распространенного вида одежды, как понева, которая встречалась во многих других районах области, наши женщины не носили. Ни этнографические экспедиции, ни расспросы старожилов не выявили следов поневы в нашей местности. Ее заменяли уже упо­мянутые саяны и юбки.

Костюм в нашей местности очень часто дополнялся безрукавкой или, как у нас говорили, корсетом. Он представлял собой нагрудную распашную одежду из черного сатина, без рукавов, длиной выше колена. Полы слегка раскошены, спинка отрезная по талии, со сборками в нижней ее части. Застегивался на крючки справа налево. Корсет украшался красной отстроченной отделкой по горловине, планке, пройме и низу. Кроме того, декоративной строчкой были украшены боковая часть верхней полы, ее нижний угол и весь низ.

Обязательным атрибутом женского костюма нашего края был передник или фартук. Передник повязывался по талии и закрывал переднюю нижнюю часть костюма. Шился ю прямого полотнища ткани, присборенного под обшивку с длинными концами-завязками.

В зависимости от назначения, для пошива фартуков использовались различные материалы. Фартук шили из ярко-синего сатина и украшали красной полоской и защипами. Праздничные фартуки шились из белого холста, украшались вышивкой, шелковыми лентами, кружевом.

Неотъемлемой частью женского костюма был, конечно же, головной убор. С начала ХХ в. в нашей местности стали широко использовать фабричные платки, но сохраняются и старые головные уборы: чепцы, повойники.

Издавна повойник был нижним головным убором, т.е. сверху всегда прикрывался убрусом, кокошником и т.д. Но со второй половины ХIХ в. повойник стал использоваться не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор. Главная его задача — прикрыть волосы хозяйки. В нашей местности его носили без плат­ка, поэтому старались украсить строчками, защипами, рюшками, раз­ноцветными ленточками. Ни бисером, ни стеклярусом, ни вышивкой повойники не украшали. Использовались также повойники, сшитые из сатина – в тон сарафана – и украшенные многочисленными отстрочками, рюшами.

Как пишет уже известная нам М.Н. Косич: «Женщине быть с непокрытой головою в присутствии мужчины, а в особенности при куму крепко «саромно».  А потому голову она тщательно одевает в повойник или чепик из ситцу или из шерстяной материи и сверху повязывает платком на подобие чалмы».

В некоторых селах существовала мода повязывать платок с «хлипом», т.е. на затылке оставляется висячим угол платка. Более молодые повязываются с «рожками», т.е. делают из платка на темени узел со стоячими кончиками в виде рожек.

Незамужние женщины хотя и заплетают косу с лентой навы­пуск, но голову также повязывают платком, только без повойника, сверх повязки «обпинаюцца» еще другими небольшими платочками, а в праздничные дни «затыкаюцъ краски» (цветы) на голову за узел платка возле лба.

И последний элемент женского костюма — обувь. В нашем крае повсеместно были распространены лапти, сплетенные из коры разных деревьев, чаще — липы и ивы, иногда — березы. Плели лапти также из крапивы и пеньки.

В музее есть несколько разновидностей лаптей. Обычные лапти, характерные для всех районов нашей области, изготавливали из липо­вого лыка косым плетением. Они имели аккуратно выплетенную ок­руглую головку, высокие задники и оборы, продернутые через отверстия в бортах. Их в нашей местности называли «охлопни». Другая разновидность домашних лаптей — коверзни. Их плели из коры ивы. Они были жесткими, не имеющими обор для закрепления на ноге, практически без задников. И еще один вид лаптей, встречавшийся в нашей местности, — чуни. Их изготавливали из пеньковых веревок спо­собом очень частого плетения. Они были мягкими, удобными, но носить их можно было только в сухую погоду или дома.

Намного скромнее был мужской костюм. Он состоял всего лишь из рубахи, портов, да пояса – кушака. На праздники в нашей местности чаще всего мужчины наряжались в рубахи-косоворотки, сшитые из выбеленного тонкого полотна, украшенные вышивкой по горловине и на груди. В будни одевали практичные рубахи с прямым воротом из грубой ткани. Порты обычно шились из конопляной или льняной материи. Выбеленные ткани не использовали. Пояс придавал законченный вид костюму и статусность своему владельцу. Вплоть до середины ХХ века на территории нашего края невозможно было встретить мужчину без пояса. Это считалось крайне неприлично. Неподпоясанными могли ходить лишь мальчики не достигшие 7 лет. К тому же в одежде крестьянина не было карманов и пояс имел важное функциональное значение – на него можно было повесить ключи, кисет, кошелек. Позже к портам с внутренней стороны стали вшивать потайные мешочки и называть их карманом.

Все элементы старинного костюма, которые имеются в нашем музее, регулярно используются не только на выставках, но и на раз­нообразных массовых мероприятиях: фестивалях фольклора, акциях, поси­делках и, особенно часто, на игровых занятиях.

Фото: «ВК»

Видео: сайт Унечского краеведческого музея

https://www.youtube.com/watch?time_continue=137&v=BxB-YBmE_P8&feature=emb_logo


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить