В ретро-клубе «Патриот» сохранят экспонат из Унечи

Мир увлечений очень богат и безграничен. Существует множество интересных занятий, которым люди посвящают всё своё свободное время. Для Павла Викторовича Семёнова из посёлка Белые Берега Брянской области таким увлечением стала реставрация ретро-автомобилей. Испытывая ностальгические чувства к советским машинам, он ищет их во всех уголках области. Однажды увидев ветеранский ЗАЗ 968 А 1979 года выпуска, решил, что непременно отреставрирует авто и договорился с его владельцем о передаче экспоната в свой клуб. Ему очень хотелось сохранить эту легенду советского автопроизводства.
Приведя в порядок ЗАЗ, он стал реставрировать одно автотранспортное средство за другим. На помощь пришли друзья и предложили создать группу в «ВКонтакте» для привлечения внимания к советской технике. Так, 27 июня 2019 года появился ретро-клуб «Патриот». Он ещё довольно молодой, но уже успел зарекомендовать себя как объединение энтузиастов, где трудятся настоящие профессионалы, ведь восстановление автомобилей требует времени, терпения, знаний и опыта. Как и любое другое увлечение, оно отнимает много сил, но взамен мастера получают моральное удовлетворение, восхищённые взгляды на дороге от тех, кто понимает насколько это хлопотное дело, и просто радуются тому, что жизнь проходит не зря! Сколько труда вложено в восстановление машин, сколько потрачено денег и времени на поиск запчастей, ведь цель ретро-клуба – «возвращение автомобиля к жизни».
Сейчас в команде Павла Викторовича 5 человек: мастер по технической части, электрик, жестянщик и очень хороший маляр. Все они знают толк в реставрации техники, так как занимаются этим уже не один год.
В 2017 году для восстановления к Павлу Викторовичу из Унечи «приехала» старая мотоколяска —один из самых необычных автомобилей советского времени. «Инвалидки», именно так называли в народе эти маленькие и простые машинки, производство которых в 1970 году встало на конвейер под индексом СМЗ С-3Д Серпуховского мотозавода. Несмотря на свои скромные размеры, автомобиль выполнял очень важную функцию – являлся транспортным средством для передвижения людей с ограниченными возможностями. Мотоколяски распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий. Бесплатно её выдавали инвалидам первой группы – в первую очередь ветеранам Великой Отечественной войны. Инвалиды III группы могли приобрести её за 20 процентов от стоимости, но для этого нужно было прождать 5-7 лет в очереди. Выдавали такую мотоколяску в пользование на 5 лет с одним бесплатным капитальным ремонтом через два с половиной года после начала эксплуатации. Затем инвалид сдавал автомобиль в органы Собеса и мог претендовать на получение нового экземпляра. За 27 лет производства, с 1970 по 1997 годы Серпуховский мотозавод выпустил около 230 тысяч таких мотоколясок. С тех пор на территории постсоветского пространства в таких количествах не производилось ни одного автомобиля для людей с ограниченными возможностями. А благодаря маленькой и забавной машинке из Серпухова, сотни тысяч советских и российских инвалидов имели возможность свободного передвижения.
Одна из этих мотоколясок, 1971 года выпуска, принадлежала жителю Унечи Бондаренко Александру Иосифовичу, который в 80-годы работал экономистом-нормировщиком на Экспериментально-механическом заводе. Он не был ветераном Великой Отечественной войны, но с детства имел инвалидность по заболеванию. По заявке через райсобес Александр Иосифович приобрёл мотоколяску за частичную оплату. По необходимости передвигался на ней по городу, ездил в лес или на рыбалку.
После смерти Александра Иосифовича мотоколяска долгое время простояла в деревянном гараже, что, безусловно, отрицательно повлияло на все детали автомобиля. Восстановить мотоколяску решил Евгений Александрович, сын А.И. Бондаренко. Ему захотелось сохранить автомобиль, как память о своём отце, умершем несколько лет назад. В 2017 году он передал «музейный экспонат» на реставрацию в Ретро-клуб «Патриот».
По прибытии в Белые Берега мотоколяска прошла предпусковую проверку: были заменены испорченные временем шланги, провода и масла. После устранений проблем с мотором мотоколяска С-ЗД приняла участие в открытии Мотосезона-2018 в п. Белые Берега, а с марта 2019 года автомобиль находится на реставрации клуба. Мастера произвели замену повреждённых коррозией деталей кузова и в настоящее время готовят мотоколяску к покраске. На реставрации у «Патриота» находится и детская коляска 60-х годов, которая была подарена клубу Евгением Александровичем в знак благодарности о реализации проекта.
Клуб не преследует никакого коммерческого интереса, и, не имея финансирования, работает на полном энтузиазме, восстанавливая и сохраняя уходящую историю советского автопроизводства, ведь девиз Ретро-клуба «Патриот» — «Наша история в наших руках!».
Татьяна БАШМАКОВА.