Школа №5 (41) города Унеча в воспоминаниях учителей и учащихся
5 мая 2020 года старейшая школа города Унеча № 5 (41) отметит своё 85-летие.
Сначала это была семилетняя железнодорожная школа в деревянном здании на территории нынешнего стадиона «Локомотив». В 1934 году семилетка была преобразована в среднюю школу и стала называться Унечской железнодорожной школой № 42, которую возглавил Ф.И. Жуков. В 1935 началось строительство каменного двухэтажного здания по улице Октябрьской, 44, директором стал Кнороз Сергей Григорьевич.
Шинкевич Александр Серафимович, выпускник школы, учитель математики, вспоминал:
«Мы жили напротив школы по улице Октябрьской. Помню, как началось строительство каменной школы, которая построилась очень быстро. В строительстве школы принимала участие моя мать, которая работала рабочей на стройке».
В 1936 году состоялся первый выпуск. Выпускница школы 1936 года Кулаковская Тамара Никандровна стала академиком, героем Социалистического Труда. В 1980 году на здании школы была открыта мемориальная доска в её честь.
Плышевский Павел Васильевич, учитель истории, в своих воспоминаниях писал:
«За долгую работу в школе незабываемым для меня стал выпуск 1941 года. Помню, как будто было вчера, 18 июня 1941 года в верхнем этаже школы № 42 – выпускной бал. Гремел духовой оркестр, в нарядных костюмах и платьях веселились выпускники. В этот день они все вместе, а завтра каждый пойдет своей дорогой. Я радовался, любовался ими, красивыми, молодыми, но мне было несколько грустно: уходят в жизнь, это хорошо, но с ними уходит и часть моего сердца. И никто из нас не думал о том, что через три дня все они пойдут путем войны, самой грозной, самой трудной, самой героической Великой Отечественной войны, а ведь многим из них не было полных 18 лет.
23 июня я провожал в армию учителя физики и астрономии Величко Павла Михайловича. У вагона я пожелал ему вернуться живым. После войны в первом письме мне инженер-полковник авиации Величко писал: «Докладываю, что задание выполнено, вернулся живым и с Победой».
Не баловала жизнь этих юношей и девушек, воспитанников школы. Предвоенные и послевоенные годы обрушили на их неокрепшие плечи неимоверные тяжести. Половина выпускников школы не вернулась с войны, часть их погибла в партизанских отрядах, в застенках гестапо. Нелегкий путь солдата прошли выпускники школы. Труден был путь тех, кто своим трудом помогал фронту на заводах, фабриках, на железной дороге, работал в колхозах и совхозах. С каким жестоким ускорением прошла юность этих юношей и девушек, прошла и завершилась.
Родина высоко оценила заслуги выпускников школы в годы войны и в послевоенное время, наградив их орденами и медалями. Присвоено звание Героя Советского Союза Кровко Петру Михайловичу и Середе Игорю Емельяновичу (на здании школы открыты мемориальные доски в их честь).
Всю документацию школы сожгли, осталась только печать. В здании школы был развернут госпиталь, ученики старших классов помогали медработникам ухаживать за ранеными».
«Во время оккупации в здании школы фашисты развернули свой госпиталь, на территории школы стояли немецкие танки, а после освобождения Унечи на месте нынешнего обелиска располагался склад боеприпасов Советской Армии, где дети искали патроны. Двое из них (Михалев и Шпак) нашли снаряд и хотели его распотрошить, прогремел взрыв, и их не стало», — рассказывал А.С. Шинкевич.
При освобождении города в результате кровопролитных боев школа сильно пострадала: от нее остались одни стены. Все оборудование, учебные пособия, библиотека были уничтожены огнём.
В восстановлении школы принимали участие учащиеся, учителя, жители города. К концу 1945 года работы были завершены, школа значилась под №18. Первый послевоенный выпуск состоялся в 1945 году.
Ложечко Сергей, автор книги «Дети войны, или подранки», выпускник школы пишет:
«На углу Октябрьской и Транспортной улиц по правой стороне в сосновом бору находилась уже отремонтированная двухэтажная школа №18, в этой школе предстояло учиться мне. Моей первой учительницей стала Галина Прохоровна Панкова. Всего было шесть первых классов. Из-за того что в школе не хватало помещений, были организованы занятия, в так называемых, филиалах. Вот наш класс и попал в филиал. В помещении филиала наш класс проучился всего два с половиной месяца, потом нас перевели в основное здание школы. Мы уже могли снять пальто и шапки – было тепло. Не замерзали чернила, не приходилось их постоянно отогревать руками. Наша смена начиналась в четыре часа дня. Это была четвертая смена (были смены с 8-ми часов, с 12-ти, с 2-х дня). Возвращение из школы в восьмом часу вечера превращалось в настоящее испытание на храбрость.
Учащиеся послевоенных лет с глубоким уважением и любовью относились к своим учителям. Многие из них работали долгие годы. Главная их заслуга состоит в том, что это они привили своим ученикам те качества, дали те знания, которые позволили их ученикам пройти грозные годы войны, выстоять в жестокой схватке с врагом, защитить нашу Родину и победить.
Общение с одноклассниками и учителями было просто необходимостью для нас. К тому же, в то учебное время у нас было много учителей- мужчин, что немаловажно при школьном воспитании. Я с благодарностью вспоминаю всех: Соколов Иван Васильевич (физика), Кривоносов Яков Ефимофич (физика, астрономия), Саханов Юрий Иванович (черчение, рисование), Кургуз Михаил Никитич (физкультура), Плышевский Павел Васильевич (история), Корольков Иван Фомич (конституция), Данилов Евгений Тимофеевич (математика), Ахламов Пётр Афанасьевич (военная подготовка), Чубаков Леонтий Епифанович (география). Все они участники войны, за исключением Данилова».
В приветственном адресе родной школе выпускники пишут «Здравствуй, школа! Мы встретились с тобою снова. Ты была для всех нас колыбелью знаний, началом дружбы, ответственности, любви. Все годы наши сердца сохраняют добрую память о тебе, о твоих шумных коридорах, о твоих светлых классах, которые сдружили нас, воспоминания, которые сохраняют до сих пор неугасимую любовь к тебе».
О. КОТЛЯРОВА, заместитель директора по воспитательной работе. (Продолжение следует).