Унечский район принимает участие в проекте по возрождению узорного ткачества
В этом году в Детской художественной школе города Новозыбков стартовал проект по возрождению узорного ткачества «В гости к терёшечке» с участием Брянской региональной общественной организации «Художники — детям» и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Проект интересный, познавательный и направленный на возрождение промысла ручного ткачества, которым повсеместно занимались наши предки. Мне, как преподавателю детской художественной школы, было интересно и полезно принять в нём участие.
Координатор проекта и преподаватель Новозыбковской ДХШ Юлия Назарова и эксперт по ткачеству Ковалёва Виктория познакомили участников проекта с видами ткачества и орнаментами на примере изделий узорного ткачества нашего региона. Название проекта «В гости к терёшечке» выбрано не случайно, терёшечка — это тканый узор в виде стилизованной бабочки с распростёртыми крылышками, характерный для тканых изделий села Верещаки Новозыбковского района Брянской области. Мастер-классы для всех участников проекта проводила известный специалист в России по узорному ткачеству Чуракова Светлана Вениаминовна, которая с 2018 гола приезжает в Брянскую область и помогает в модернизации ткацкой мастерской Новозыбковской ДХШ. Планируется такая работа и на базе Унечской детской художественной школы им. Ю.И.Саханова. В наших планах стоит задача познакомить и предложить к освоению как учителям, так и обучающимся, этот интересный, творческий промысел.
Сейчас мы можем пойти в магазин и купить любую ткань, с любым узором, а раньше — это было не так доступно. Покупные ткани были дороги, а простому люду их не за что было купить. Кроме этого, домотканые изделия несли в себе ритуальное, обережное назначение, немаловажное место имели и цветовые сочетания. Красный, белый и чёрный — древние русские символы, обладающие каждый своим смыслом. Белый — цвет чистоты, невинности, чёрный — цвет матушки земли — кормилицы, красный цвет — особый символ, он защищал своего владельца от дурного глаза, да и просто был ярким, красивым, привлекательным пятном в любом костюме. Практически в каждом доме стоял деревянный ткацкий станок, на котором работали женщины и обучали своих дочерей. До замужества девушка должна была наткать себе приданое: простыни, скатерти, рушники, фартуки и полотно для того, чтобы сшить наволочки, занавески и несколько ежедневных платьев, а также праздничный наряд. Праздничное убранство берегли, одевали только на чистое тело и по самым торжественным дням, передавали по наследству от матери к дочери, хранили аккуратно сложенным в деревянных сундуках, перекладывали ароматными травами, чтобы не дай бог, не завелась моль, а летом просушивали на солнце. Узоры и орнаменты на таких изделиях были разнообразными, но все они говорили о связи человека с природой: ягоды, цветы, насекомые, птицы, животные, стилизованные фигурки людей, всё это можно встретить на русских народных костюмах. Наш район характеризуют в основном растительные элементы: ягоды, цветы. Всё это окружало человека в обычной жизни и было приятно.
Я планирую пройти обучение в проекте, научить этому своих учеников, а также провести небольшую исследовательскую работу по изучению орнаментов, узоров и элементов, характерных ручному ткачеству Унечского района. Технические возможности у нашей школы для этого есть.
Е. ОПАРИНА,
преподаватель Унечской ДХШ им.Ю.И.Саханова.