В селе Робчик Унечского района сохраняют народные культурные традиции

Елена Васильевна Нефёдова родилась и выросла в одном из старейших сёл Брянщины — селе Робчик Унечского района. С раннего детства она слышала раздольные деревенские песни, которые впоследствии оказали большое влияние не только на её дальнейшую жизнь, но и выбор профессии. Сегодня она проживает в столице и работает в ГБУК г. Москвы ДК «Нагатино», является руководителем ансамбля народной песни «Нагатица» и поёт в фолк группе «Русский праздник». Но всегда Елене Васильевне была близка культура деревни. Являясь хранительницей народной певческой традиции и обладая бесконечной любовью к родным местам, она собрала в своё время ценнейший материал.
В 2009 году, будучи студенткой Московского государственного университета культуры и искусств Елена Васильевна вместе со своим преподавателем из Брянского областного музыкального колледжа Ириной Александровной Бирюковой отправилась в увлекательную экспедиционную поездку в родное село, чтобы записать задушевные народные песни.
По приезду они направились к родным сестрам Полине Владимировне Коротковой (1949 г.р.) и Вере Владимировне Киевой (1955 г. р.), а так же к Нине Васильевне Романишко (1957 г.р.), Прасковье Михайловне Ковалёвой (1956 г.р.), Полине Афанасьевне Лямцевой (1940 г.р.), Домне Дмитриевне Башмаковой (1930 г.р.), Валентине Владимировне Родомановой (1941 г.р.). В селе эти женщины всегда считались самыми лучшими исполнительницами. Запись проводили в местной библиотеке с помощью диктофона и фотоаппарата.
В первый день им удалось записать несколько песен, среди них «Чтой во поле крыниченька», «Спав, не спав», «Ой, ты хмелю, хмелю», «А где тая полыница», в которых были отчётливо слышны характерные признаки украинского пения. Самыми самобытными и интересными в своем роде оказались Домна Дмитриевна Башмакова и Валентина Владимировна Родоманова. Они вспомнили больше всего песен и охотно рассказали о свадебных обрядах.
По словам Елены Васильевны, во многих песнях звучали истории о казаках и об отношениях между обычной крестьянской девушкой и казаком. Большое значение имеет и географическое положение Брянской области. На юге она граничит с Украиной, на западе — с Белоруссией, что сделало её и в этнографическом, и в лингвистическом отношении уникальной территорией. Ведь брянский говор — кладезь старинных диалектных слов, отличительной особенностью которых является произношение фрикативного звука «г».
По итогам экспедиционной работы Елене Васильевне удалось собрать полезные материалы о культурно-бытовых особенностях родного края, которые позже легли в основу её реферата «Песенная традиция села Робчик Унечского района Брянской области». Реферат включает в себя сборник песен из 15 партитур, расположенных по жанровым группам: лирическая, лирическая романсовая, «карагодная», походная, шуточная. Содержит личные воспоминания о детстве и песнях родных бабушек Елены Васильевны, а также о первом опыте записи песен в селе.
Прочитав реферат, можно узнать о составе населения Унечского района, истории его названия, праздниках и обычаях, о характерных и диалектных особенностях песен села Робчик, поэтическом содержании и принципах композиции, способах изложения песенных текстов, песенной символике. Должное внимание уделено и материалам о календарных праздниках, обычаях, занятиях и ремёслах, женском народном костюме, имеющим большое познавательное значение. Они иллюстрированы цветными фотографиями, среди которых представлен местный костюм «из сундука бабушки».
Сведения из истории края содержат необычайно важный материал о формировании населения нашего района, в составе которого оказалось смешение двух слоёв крестьян и казаков. Именно эти обстоятельства помогли Елене Васильевне выявить в музыкальной стилистике черты казачьего фольклора Реферат Е.В. Нефёдовой о песенных традициях в селе Робчик бережно хранится в Унечской межпоселенческой центральной библиотеке. Он окажется интересным не только для ансамблевого пения, но и сольного исполнения. Собранные песни могут пополнить концертные программы творческих коллективов.
Обратиться к реферату могут как любители народного искусства, так и любой человек, хоть немного интересующийся традиционной культурой своего района. Ведь знать о происхождении родного края необходимо. Только поддерживая прочную связь с историческим прошлым своего народа, мы сохраним и приумножим нематериальное наследие предков. И эти знания намного обогатят нашу жизнь, сделают её более насыщенной и одухотворённой!
Татьяна Башмакова.