«Полтора Ивана»
29 июня страна отмечала Всероссийский День партизан и подпольщиков. В канун 75-летия со Дня Победы Брянская областная Дума присвоила городу Севск звание «Город партизанской славы». В этом есть немалая заслуга и партизан спецотряда им. Ф.Дзержинского. В его составе воевали и уроженцы Москвы, Тулы, Калуги, Унечи, Севска. Этот материал об участниках тех событий: партизане из Унечи Квяткевиче, Егорове из Севска и других.
За образцовое выполнение заданий Правительства по охране государственной безопасности в условиях военного времени орденами и медалями награждены 3056 сотрудников органов НКГБ. Среди них орденом «Знак Почёта» были награждены Егоров Григорий Никитич и Квяткевич Григорий Георгиевич. Они уроженцы Брянской области, партизаны, разведчики – диверсанты спецотряда им. Ф.Дзержинского под командованием Льва Михайловича Корчагина, действовавшего на оккупированной территории ряда областей. Место дислокации — Орловская область (сейчас Брянская). За линией фронта отряд находился с сентября 1942 г. по март 1943 г.
С целью вербовки и переброски агентуры в глубокие тылы противника, а также диверсий, Тульским УНКВД в июле-августе 1942г. в район партизанских действий на Брянщине была заброшена оперативно-чекистская группа в количестве 6 человек под командованием старшего лейтенанта госбезопасности Л.М.Корчагина. Обосновались они в лесу у д. Гололобово, что под Брянском, в расположении партизанского отряда им. Ворошилова №1. До середины сентября Корчагин занимался организацией разведки и вербовкой агентуры в Брянске, а его заместитель И.М. Петров с партизанами отряда вёл диверсионную работу на железной дороге Брянск-Гомель, Брянск-Льгов. В боях против Северной карательной экспедиции немцев, мадьяр и полицаев в период с 17 сентября по 3 октября 1942 г. проявили отвагу и доблесть. За бой под хутором Коломино Корчагин награждён орденом Красной Звезды, а Петров – Красного Знамени.
В конце сентября – начале октября 1942 г. в распоряжение Корчагина была дополнительно заброшена диверсионная группа в количестве 48 человек. В силу ряда условий переброшена не в Брянские леса (где базировался Корчагин), а в Дерюгинские леса (первая Курская бригада). Штаб партизанского движения Брянского фронта посчитал целесообразным высадить данную группу в Курской области для действий по ж/д и шоссейным дорогам Орёл-Курск, Курск-Львов, Льгов-Брянск, Брянск-Орёл. Возглавлял группу туляк-металлург Василий Семёнович Харламенко. В составе группы находился Квяткевич Г.Г.
Квяткевич Г.Г. родился в 1914 г. в городе Унече. Перед войной работал в родном городе машинистом, водил паровозы. Перед оккупацией города его направили в Тулу, где он продолжал работать паровозным машинистом. Не раз попадал под бомбёжки и обстрелы немецких самолётов, доставляя грузы фронту. Он считал, что принесёт больше пользы стране, непосредственно участвуя в боях с врагом. Его стремление заметили и предложили работу в тылу врага, на что он с радостью согласился. Бойцы отряда прошли в Туле специальную разведывательно-диверсионную подготовку. Их учили прыгать с парашютом и метко стрелять, подрывному делу, способам разрушения различных сооружений, ориентироваться на местности. По завершению учёбы партизаны приняли клятву.
Поступил приказ на отправку партизан на оккупированную территорию. Командующий 1-й воздушной армией генерал Худяков выделил 3 самолёта Р-5. Для перевозки людей и грузов под нижними крыльями самолётов крепились фанерные люльки. Они были тесные, открытые с двух сторон для ветра. Ощущалось сильная болтанка, гремели разрывы и выстрелы над линией фронта – через эти испытания прошли молодые ребята, большинству из них было 18-19 лет. Но перелёт прошёл благополучно, удачно приземлились на лесном аэродроме и другие партизаны групп, в том числе Квяткевич.
Своё первое боевое крещение новобранцы получили в составе 1-й Курской бригады в ночь на 13 октября 1942 г. Информбюро сообщало: «Два отряда курских партизан истребили 96 солдат немецкой железнодорожной охраны и взорвали 6 км железнодорожного пути». В этот день на ж/д линии Брянск-Льгов, что недалеко от разъезда Дерюгино, прозвучали около трёхсот взрывов. Железнодорожный мост и путь надолго были выведены из строя. В качестве минёра в подрыве моста активное участие вместе с командиром группы Харламенко принимал Григорий Квяткевич. В конце октября 1942 г. группа Корчагина перебазировалась из Брянских лесов в Хинельские. Расположились они в селе Хвощёвка Севского района.
Григорий Никитович Егоров родился он в 1914г. в д. Кривцово Юшинского сельского совета Севского района. В начале войны был призван в армию. Его часть попала в окружение. После неудачных попыток перейти линию фронта, ушёл к партизанам.
Квяткевич и Егоров получили задачу от Корчагина привезти из Дерюгинских лесов на соединение в Хвощёвку, оставшихся партизан во главе с Харламенко. Егоров прекрасно знал всю округу, имел надёжных людей, у которых укрывались на днёвках. Сопряжённая с опасностью дорога сблизила двух Григориев, одногодок и земляков. А дальнейшее участие в совместных диверсионных операциях укрепило их боевое братство.
В декабре 1942 г. группа Корчагина была реорганизована в партизанский отряд им. Ф.Дзержинского, который действовал в составе 2-й курской бригады. В начале февраля 1943 г. партизаны отряда взорвали шоссейный мост под селом Крупец.
И ещё один боевой выход, в котором не обошлось без участия пулемётчика Квяткевича, попал в сводки Информбюро. Перед партизанами стояла важная задача – прекратить движение вражеских эшелонов у разъезда Кашары, что под Ворожбой. Он находился далеко от расположения отряда. Стояла зима, двигаться можно было только на санях через населённые пункты. Корчагин снарядил небольшой маневренный отряд из 4 групп. Первую ночь двигались по дорогам, дневали в лесу, грелись у костров. На вторую ночь добрались до места. В свете луны отчётливо был виден мост и охранная будка. Разведчики заметили, что по полотну железной дороги в сторону будки движутся двое немцев. Один из них был сражён метким выстрелом из бесшумной винтовки, а другой, закричав, бросился к будке. Пришлось его расстреливать из ручного пулемёта. На выстрелы из караульного помещения попыталась выскочить охрана, но Григорий Квяткевич в упор расстреливал выбегавших фашистов. Полетевшая в него граната не причинила ему вреда. Ещё несколько очередей и всё стихло. Группа минёров быстро заложила взрывчатку. Едва успели отойти, раздался сильный взрыв, разметавший не только мост, но и караульное помещение. Под обломками осталось лежать около 20 немецких солдат и полицаев. Надолго было прекращено движение вражеских эшелонов в сторону Киева и обратно. Этот взрыв стал партизанским подарком к 25 годовщине РККА.
Как самое великое творенье,
Войдёт в века, переживёт века,
Инфомбюро скупое сообщенье
О взрыве Ворожбинского моста.
Однажды Егоров и Квяткевич получили задание от командира вступить в переговоры с чешскими солдатами на станции Дерюгино, которые охраняли Льговскую железную дорогу. Договорились с ними, что партизаны не будут уничтожать чехов, а они соответственно не будут стрелять в партизан при совершении ими диверсий на железной дороге. Те обещали при этом устраивать стрельбу, но стрелять вверх, чтобы немцы не заподозрили их в сговоре с партизанами. Передадут они партизанам и гранаты. Установленная Егоровым и Квяткевичем связь с чехами помогла партизанам проводить диверсии на Льговской железной дороге, по которой интенсивно двигались поезда в сторону Брянска с солдатами и техникой немцев. При их бездействии группа партизан с участием Егорова и Квяткевича в районе с. Комаричи за одну ночь взорвала 6 км железнодорожного полотна. Тогда же пустили под откос эшелон из 6 платформ с артиллерией и вывели из строя паровоз.
Зимой 1943 г. в районе Хинель-Барановки отряд им. Ф.Дзержинского неоднократно вступал в бой с карательными отрядами фашистов. В этих боях партизаны уничтожили не одну их сотню. Тогда особо отличился пулемётчик Григорий Квяткевич. Он был самым бесстрашным среди партизан отряда. Товарищи по оружию часто называли его за необыкновенно высокий рост «Полтора Ивана». Он не боялся вступать в бой с любым количеством немцев, мадьяр, полицаев. «Если Квяткевич с нами, успех обеспечен», — говорили партизаны. «В каких только боях не участвовал Григорий, он ни разу не был ранен. Был этот человек и хорошим другом, и товарищем», — так о нём говорил его товарищ Егоров.
Район партизанских действий группы Л.М. Корчагина, а в дальнейшем отряда им. Ф.Дзержинского, во многом совпадал с территорией, занятой Локотским округом. С января 1942г. округ возглавил обер-бургомистр Бронислав Каминский. Была создана Русская освободительная народная армия (РОНА). К весне 1943 г. в её составе было 5 пехотных полков трёхбатальнного состава, а с учётом отрядов полиции общее число вооружённых формирований в округе приближалось к 20 тысячам. Бригада располагала 60 орудиями, 100 миномётами, 450 пулемётами. В бронедевизионе имелось 8 танков, 2 танкетки и 3 бронемашины.
В г. Севске и районе дислоцировался 4-ый полк майора А. Рейтенбаха в составе 10, 12 и 14 батальонов, артдивизион. Предатели из РОНА и полиции часто участвовали в карательных операциях против партизан и наносили им немалый урон. А сам Рейтенбах имел известность своим беспощадным отношением к партизанам и их семьям. Поэтому чекисты совместно с партизанами решали задачу по уничтожению солдат и офицеров РОНА, полицаев, выводу из строя бронетехники, проводили работу среди полиции по её переходу в ряды мстителей.
В конце ноября командир отряда Корчагин разрабатывает план по уничтожению бронетехники РОНА и покушению в Севске на командира бригаденфюрера Каминского. В этом ему помогает Егоров. Он неоднократно бывал в городе, а его жена проживала в деревне Кривцово, что под Севском.
По заданию Орловского УНКВД в Севске и районе в октябре 1942 г. создана подпольная организация. В неё вошла вся семья Ломоносовых: мать Евдокия Георгиевна, дочь Валентина Фёдоровна, сын Владимир Фёдорович и его жена Антонина Егоровна.
Евдокия Георгиевна устроилась домработницей к командиру 10-го батальона РОНА Константинову, часто ей по-домашнему хозяйству помогала и дочь Валентина, что позволило ей завести обширные знакомства с роновцами.
Как вспоминает заместитель командира отряда по разведке И.М. Петров, партизаны узнали, что адъютант из подразделения РОНА Пучков познакомился с девушкой по имени Валя, проживающей в Севске, через неё установили связь с Пучковым, который согласился сотрудничать, ради прощения его службы у фашистов. Через Валентину он получал задания. Ему были переданы магнитные мины. И вскоре на севской площади были подорваны 2 танка. Партизаны через Пучкова смогли привлечь на борьбу с захватчиками командира артдивизиона Кругликова – в итоге он подорвал 3 орудия.
По заданию Л.М. Корчагина, И.М. Петров и Г.М. Егоров вручили служившему в городской полиции Колесникову несколько мин. Вечером он заминировал танки, а утром на глазах у всего гарнизона они взорвались.
Партизаны смогли провести операцию по уничтожению предателей их же руками, которые особенно зверствовали с мирным населением. За день до взрыва танков они подбросили анонимное письмо с документами командиру батальона полиции о якобы сотрудничестве полицаев с партизанами. После взрыва танков 16 изменников были расстреляны перед строем гарнизона полиции Севска.
После покушения на командира 4-го полка РОНА майора А. Рейтенбаха в Севске произошли аресты подпольщиков и связных партизан. Валентина Ломоносова подложила мину с часовым механизмом в его спальню. 18 февраля 1943 г. вся семья Ломоносовых была арестована. Показаний они никаких не дали, несмотря на пытки и избиения. После окончания следствия их приговорили к смертной казни.
1 марта 1943 г. советские войска ворвались в Севск и освободили многих арестованных, находившихся в двух тюрьмах, но фашисты успели расстрелять Валентину Ломоносову и других патриотов, более 50-ти человек.
Посмертно Валентина Фёдоровна Ломоносова награждена орденом Красной Звезды.
1 марта 1943 г. партизаны-корчагинцы воссоединились с частями Красной Армии. После недолгого отдыха они прибыли в Москву для дальнейшей службы в ОМСБОНе. Проходили подготовку к очередной заброске в тыл врага. С августа 1943 г. Григорий Квяткевич снова в тылу у немцев с отрядом «Максим» и опять под командованием Л.М.Корчагина.
В ходе рейда отряд неоднократно вступал в стычки с врагом. Так в бою в деревне Бабкино Ленинградской области, партизанами в зоне отряда «Максим» было подорвано 2 танка и повозка с боеприпасами, убито 32 власовца и много ранено. Григорий Квяткевич был любимцем всего отряда. В своих руках он держал ручной пулемёт словно игрушку, стрелял и лёжа, и стоя, не боясь ни вражеских пуль, ни снарядов. Таких смельчаков, как верно сказал поэт: «пуля боится, и штык не берёт». «Максимовцы» вели успешную разведку. Ими был взят в плен писарь дивизии «Норд» Вернер. Он сообщил много ценных сведений. В течение недели их по рации передавали в Москву.
Разведывательно-диверсионный рейд отряд «Максим» закончил в 3 декаде февраля 1944 г. в д. Мокруши Ленинградской области. Квяткевич Г.Г. за ратный труд награждён двумя орденами Отечественной войны, орденом «Знак Почёта», медалями «Партизану Отечественной войны» II ст., медалью «За боевые заслуги» и многими другими.
После войны он вернулся к своей мирной профессии, продолжил работать в Унечском локомотивном депо. Достиг профессиональных высот – стал машинистом – инструктором. Его трудовая деятельность продолжилась до 70 лет. Люди отзывались о Григории Георгиевиче как о человеке большой души, долга и ответственности, вежливым и скромным. В труде он остался таким, как и в боевых походах.
За большой личный вклад в развитие локомотивного депо Унеча, воспитание нескольких поколений железнодорожников и активное участие в военно-патриотическом воспитании молодёжи 15 сентября 1987 г. Квяткевичу Г.Г. присвоено звание «Почётный гражданин города Унечи».
А. Ломоносов, г. Калуга, кавалер медали Брянской области «В честь подвига партизан и подпольщиков».