Дети военного лихолетья

Приближается важная для нас дата – 75 лет со дня Великой Победы. Победы нашего народа над ненавистным врагом. Очень мало осталось свидетелей той поры. По крупицам собираются факты, документы, воспоминания…
Я долго думала, стоит ли писать о военном детстве моей мамы, но потом решила — стоит. Наверное, даже необходимо, чтобы настоящее поколение, да и будущее помнили, какой ценой досталось нам наше настоящее, какую цену заплатили те, кто пережил то страшное время.
Моя мама – Хубеева (в девичестве Голышева) Вера Петровна, родилась в 1934 году в Почепском районе с. Подбелово. Семья была простая – отец Петр Иванович был сапожник, мать Анастасия Яковлевна – домохозяйка. Моя мама была в семье старшая. Когда началась война в семье было четверо детей.
Начало войны врезалось в детскую память моей мамы на всю её жизнь… Рано утром небо над селом стало черным от немецких самолетов, и гул был такой, что стыла кровь. Дом, где жила семья мамы, стоял на окраине села, а рядом проходила дорога на Сещу. Когда пришли немцы, то очень много техники и живой силы проходило мимо их дома.
В их доме поселился немецкий офицер, поэтому пришлось выкопать землянку, и переселиться туда всей семьей. Так, начались будни оккупации… Немцы постоянно забирали молоко, яйца, приходилось жить впроголодь. Зимой в землянке было холодно и сыро, вши, и как следствие, болезни. Вся семья заболела тифом. Дети легче переносили такие болезни, а вот моя бабушка умирала. Её отправили в госпиталь, который находился в Лизогубовке. Там её вылечили.
Рассказывала мама такую очень трогательную историю. У её отца был хороший друг (к сожалению, фамилию она не помнила), тоже сапожник – еврей из Почепа. Он со своей женой и двумя сыновьями сбежал из города и пришел к ним в деревню. Мой дедушка сказал всем соседям, что это его двоюродный брат, но один из соседей был полицаем и сдал деда, как укрывающего евреев. Дедушку притащили в комендатуру и поставили к стенке, требуя признаться в укрывательстве евреев, но он спокойным голосом сказал, что это его родственники. Деда отпустили. Этой же ночью еврейская семья ушла на Сещу. Как потом стало известно, их расстреляли по дороге.
К концу оккупации немцы стали особенно свирепствовать. Убивали мирных жителей, жгли деревни, но Подбелово сжечь не успели. Бежали, не оглядываясь…
Разрушенное хозяйство, голод заставили семью поехать к дедушке на родину в город Шахты Ростовской области. Им дали домик – мазанку, а так как дед был хороший сапожник и неплохо зарабатывал, то жизнь стала налаживаться…
Но 1946 году дедушка скоропостижно умер, и семья осталась без средств к существованию. Мама рассказывала, как она до последнего ухаживала за младшими детьми, пока могла ходить. Но потом от голода стали пухнуть ноги, и она слегла. И умереть бы им всем на чужбине, но соседи помогли. Устроили всех детей в больницу, а бабушку подкармливали сами. Через две недели всех выписали из больницы, и они уехали назад в Брянскую область. Но не домой, а к маминому дедушке в с. Тубольцы, что находится в 10 км от Подбелово. Мама говорила, что такой радости не испытывала никогда: наконец-то домой, к любимому деду! Вернулись мои родные не в добротный дом деда, а в землянку, так как вся деревня была сожжена. У маминого деда было четверо детей: три сына и дочь. Из трех сыновей с фронта вернулся только один.
Мама очень любила своего дедушку Тарасенко Якова Ивановича. Если бы не он, неизвестно выжили бы они или нет. Он очень долго работал сторожем в колхозе, чтобы помочь внукам и дочери, которая болела и практически не могла работать.
В 12 лет мама пошла работать нянькой в Почеп. В 16 лет работала нянькой в Унече. В 17 лет чтобы уехать из деревни, она завербовалась на работу в Карелию, на лесозаготовки.
В 1953 году мама вернулась в Унечу и устроилась в строительно – монтажное управление №6 разнорабочей, затем в Унечскую дистанцию пути маляром. Так и осталась на железной дороге. Все это время она помогала своей матери растить младших братьев и сестру.
В 1958 году мама вышла замуж. У неё родились трое детей.
Мама прожила очень достойную жизнь, была передовиком производства, депутатом районного Совета, очень многие люди, старшего поколения, живущие в нашем городе, её помнят, она вырастила и воспитала хороших детей, дождалась внуков. Жаль только, мало прожила, умерла в 74 года. Сказалось трудное военное детство. Вот такая моя мама, я очень ею горжусь. Светлая ей память!
Т. КУЦЕНКО, заведующая отделом ГБ.