Школа №5 (41) города Унеча в воспоминаниях учителей и учащихся
Отгремела война, и Унеча начала мирную жизнь.
Это было самое трудное время: в магазинах пусто, цены на всё непомерно высоки, голод, холод, болезни. Из деревень люди подались в город, появилось много нищих. Но, не смотря ни на что, страна выкарабкивалась из военной разрухи, а вместе с ней и наша школа. В те времена все было очень просто: ученика знакомили с учительницей и все. Дальше учительница занималась с детьми, а их задача была – хорошо учиться.
В послевоенные годы было очень трудно и учителям, и ученикам. Школа перегружена, в классах по 40 и более детей. Но при этом наблюдалась повальная тяга к знаниям. Из мальчишек и девчонок, чье детство исковеркано войной, выросли талантливые государственные деятели, ученые, военные, педагоги, руководители крупных предприятий и просто хорошие работящие люди.
Корхова (Кулинчик) Людмила Петровна вспоминает: «В 1950 году я поступила в 1 класс. Школа была переполнена, мы учились в двухэтажном здании около школы № 2. В классе была круглая печь, обнесенная железом, и топила ее наша первая учительница Панкова Галина Прохоровна. Стены грязные, все в плесени, холодно. Потом нас перевели в деревянный филиал, (сейчас там д/сад «Рябинушка»), и только в 4 класс мы пришли в большую школу. Несмотря на трудности, мы радовались школьной жизни. Мы помним и лыжные гонки, и баскетбол, и школьный хор, танцевальный кружок, которым руководила Селезнева Мария Александровна, учитель математики. С любовью вспоминаю наших учителей: Соколова Ивана Васильевича, директора, учителя физики; Плышевского Павла Васильевича, учителя истории; Кургуза Михаила Никитича, учителя физкультуры».
«А я помню, — рассказывает Галевко Владимир Макарович, — как каждый понедельник на втором этаже в школе проходили линейки, на которых выступал Соколов И.В., директор школы, завучи, учителя. На линейках рассказывалось об успехах учеников, о достижениях в спорте, а еще на середину коридора выставлялись неуспевающие и нарушающие дисциплину ученики, поэтому все старались не попасть на всеобщее обозрение. С благодарностью вспоминаю свою первую учительницу Марухленко Екатерину Акимовну, заслуженного учителя школ Российской Федерации, человека большой души, терпеливого и тактичного».
«Не могу не вспомнить о наших учителях, — пишет Ефим Ланкин,- это влюбленные в свой предмет: литератор Кровко Елизавета Григорьевна, историк Корольков Иван Фомич, физик Кривоносов Яков Ефимович, наш замечательный физрук Кургуз Михаил Никитич, блистательный математик Сизоненко Мария Александровна. С большой теплотой я вспоминаю свою первую учительницу Марухленко Екатерину Акимовну, наших классных руководителей Антоненко Анастасию Федоровну и Чубакова Леонтия Епифановича, Соколова Ивана Васильевича, нашего директора, которого мы все немного побаивались, но уважали; и только, спустя годы, стали понимать, что за строгостью нашего директора скрывались доброта и любовь к ученикам».
«Я хочу рассказать о блестящем учителе математики Сизоненко Марии Александровне, — вспоминает Владимир Болотин, — молодая, красивая она пришла в школу после МГУ, ее стихия – математика, она ее не преподавала, она ее читала, как стихи. И математику, как и ее саму, любили все ученики».
С 1948 по 1969 год директором школы работал Соколов И.В., отличник народного просвещения РСФСР, участник парада Победы на Красной площади в г. Москве в 1945 году, заслуженный учитель школ Российской Федерации.
В 1961 году школа переименована в школу № 41 ст. Унеча Московской железной дороги.
Следует назвать учителей, которые внесли вклад в обучение и воспитание этого большого числа учащихся. Долгие годы в начальной школе работали: Несмеян Надежда Николаевна, Ворович Раиса Ивановка, Яковлева Клавдия Яковлевна, Сороко Тамара Романовна, Марухленко Екатерина Акимовна, Кулешова Тамара Даниловна, Пыхтенкова Прасковья Владимировна, Попкова Валентина Гавриловна, Суханова Галина Алексеевна и др.
Уважением и признанием учеников и их родителей пользовались учителя — филологи: Кровко Елизавета Григорьевна, заслуженный учитель школ Российской Федерации; Иванькович Ольга Филипповна, Костюковская Софья Эммануиловна, Смехова Софья Михайловна. Среди математиков школы следует отметить талантливую учительницу Брацун Аллу Иосифовну.
В школе долгое время работал замечательный педагог, художник Юрий Иванович Саханов, именем которого названа художественная школа города.
Заместителями директора были: Плышевский Павел Васильевич, Барсуков Николай Митрофанович, Василькова Мария Ивановна, Нечаева Евгения Сергеевна, Шилкова Михалина Николаевна, Попарецкая Мария Артемовна, Шинкевич Александр Серафимович, Полоник Андрей Тарасович.
В те нелегкие годы очень популярным стал массовый спорт. Несмотря на голодное время, оживилась спортивная работа, казалось, спортом занимались все: играли в футбол, баскетбол, волейбол, шахматы, совершали туристические походы, бегали, прыгали. В школе были известные в Унече физруки Гусейн Османович Карамемешев и Михаил Никитич Кургуз. Они подготовили много талантливых лыжников, волейболистов, легкоатлетов, Николай Сурмилин стал чемпионом области по лёгкой атлетике в беге на 400 м, а Петр Никитин лучшим баскетболистом в городе.
«Все учащиеся школы сдавали нормы ГТО (готов к труду и обороне) и БГТО (будь готов к труду и обороне). Сюда включались: бег на 60 м, 100 м, 500 м (девушки), 1000 м (юноши), плавание, бег на коньках, бег на лыжах, метание гранаты, прыжки в длину. Все эти нормы сдавались в течение учебного года, а в конце подводился итог. Плавание мы сдавали на речке в районе «Колодца», бег на коньках—на стадионе «Локомотив»: каждый со своими коньками приходил туда в определенный день. На лыжах мы ездили по канаве от школьного обелиска до водокачки (ныне кафе «Криница») и обратно. Тем, кто сдал нормы, вручались серебряные и золотые значки», — вспоминает Субботко Л.А.
Многие ученики увлекались художественной самодеятельностью, выпускали интересные стенгазеты. Певцы и танцоры школы постоянно становились победителями различных конкурсов и смотров. А еще в школе был большой хор, наша гордость, которым руководил Сотников Александр Николаевич.
Сергей Ложечко вспоминает: «Очень популярными на концертах были гимнастические пирамиды. Несколько гимнастов становились один на другого: на шею, на плечи, на колени. Руками, держась друг за друга, поднимались все выше и выше под самый потолок. Кульминацией был момент, когда раздавался какой-нибудь призыв. Это представление сопровождалось аккомпанементом на пианино».
В сентябре школьники старших классов ездили в колхоз: копали картошку в с. Староселье, работали на зерноскладе, обрезали ботву у свеклы и моркови. А потом был общий обед. На уборку вместе с детьми ездили учителя. Саханов Ю.И. всегда ходил с блокнотом и делал зарисовки, стенгазета с его рисунками появлялась в коридоре, прочитывалась всеми. В каждом рисунке просматривался юмор, долго не утихали смех и шутки, многие узнавали себя.
«Мы были неизбалованными ни жизнью, ни школой, ни самим тогдашним временем и учились всерьез, основательно. И пусть не было библиотек после разрухи военной, и пусть не хватало книг, и пусть мы были не столь начитанными и всесторонне развитыми как дети больших городов, но главное школой в нас было заложено основное, крепкий стержень нужных знаний, а уже прочее потом приплюсовывалось», — такую характеристику учеников послевоенной поры дал в своих воспоминаниях Плышевский П.В.
О. Котлярова, заместитель директора по воспитательной работе. (Продолжение следует).