Вёсны Егора Мельникова

«Все обойдётся», — такие слова говорит себе каждый из нас, когда становится плохо и тяжело. И, действительно, со временем тучи понемногу начинают расходиться, пропуская робкий солнечный свет, проблемы — преодолеваться, а жизнь — продолжаться, каждым новым рассветом входя в наш дом.
Люди, пережившие голод, войну и разруху, лучше, чем кто-либо знают об этом. Их жизненный опыт может стать подспорьем всем нам, чтобы не раскисать в трудные минуты и верить, что всё преодолимо.
Один из тех, кто хорошо помнит военное лихолетье и май 1945 года, — Егор Ильич Мельников, уроженец села Робчик.
Какой была весна 45-го? Начинали цвести сады, ночная прохлада сменялась ласковым весенним теплом, гарь и копоть военных пожаров омывалась майскими дождями. И в памяти осталось главное — всеобщее ликование, слёзы от пережитых потерь и радость от того, что сумели выжить.
Егор Ильич родился в далёком 1927 году. Село было большим, шумным и дружным, как и его семья, в которой он был самым младшим. Если бы машина времени перенесла нас в те годы, мы бы с удивлением заметили, что для жизни достаточно простых вещей — глиняного кувшина с молоком, краюхи хлеба, вытопленной бани, домашней печи с чугуном картошки. А счастье в малом: любви, заботе и в какой-то обыденности доброты, которая тебя окружает.
Жили тогда буднично и просто. Пахали, сеяли, косили, жали. Да и делали все вместе – большими семьями и колхозными бригадами.
В семье Мельниковых до вступления в колхоз было две коровы и два коня. Многих в то время раскулачивали, но глава семьи отдал в общее хозяйство коня и принял новую жизнь с ее правилами и устоями.
А правила того времени были просты, как и всё вокруг — держаться вместе, работать больше, не роптать, а строить новую жизнь в самой большой и прекрасной стране на свете.
Но не всё зависело от твоего труда. Егор Ильич хорошо помнит голод 1932-1933 годов, когда ненастья не позволили созреть новому урожаю, озимые вымерзли, сеять было нечем, а посеянное вымокало от непрерывных дождей. Страна осталась без хлеба. В семье Мельниковых в те годы собирали клеверные головки и из высушенного клевера пекли оладьи.
Но в характере русского человека заложена какая-то особая сила, которая позволяет ему преодолеть, казалось бы, непреодолимое, созидая, трудясь и стремясь к новым целям. Наверно, такая сила и позволила победить советскому народу в Великой Отечественной войне, сплотиться, стать крепче стали и тверже гранита, чтобы встретить победный май.
Будущие ветераны войны, труженики тыла ещё не знали о том, что им придется преодолеть. До войны оставалось ещё восемь мирных лет…
Егор Ильич, как и все его поколение, жил беззаботной жизнью довоенной детворы: ходил в школу с полотняной сумкой, мастерил самодельные ручки, привязывая к палочке перо, писал на обрывках газет чернилами, разведёнными из порошка, бегал через половодье в лаптях.
Но летом 1941 года небо перестало быть мирным. И даже дети научились разглядывать звездочки на самолётах, смотря в тревожную высь и надеясь, что Советский Союз обязательно победит. В это время трудно было всем – и тем, кто воевал на фронте, и тому, кто остался в оккупации.
Егор Ильич вспоминал, как партизанский отряд, действовавший на территории района, пустил под откос два вражеских эшелона между Робчиком и Песками. Кара от оккупантов должна была наступить неминуемо — село сжечь, жителей расстрелять. Но каким-то чудом за сельчан заступился кто-то из немецких офицеров, село не тронули, а жителей просто стали гонять на строительство блиндажей.
Два года между жизнью и смертью — это время оккупации, которое трудно забыть. Прятали скот в лесу, помогали партизанам, протягивали друг другу руку помощи. Но были и те, кто перешёл на сторону врага — сдавал своих сельчан и сотрудничал с оккупантами. После войны они понесли заслуженное наказание.
Брянщина была освобождена осенью 1943 года и стала восстанавливать разрушенное и сожжённое хозяйство. Все, кто мог уйти на фронт, были мобилизованы. Остальные трудились в тылу, пахали, сеяли и боронили, чтобы накормить уставшую от войны страну.
Егор Ильич в 1944 году был отправлен на Урал. Вместе с другими подростками они выполняли все тяжелые строительные работы, хотя, конечно же, парни пытались попасть на фронт. Уже будучи на Урале, Егор Ильич со своими одногодками полдня провел в военкомате, добиваясь призыва, но получил отказ и опоздал на работу. Штраф за опоздание, который был наложен на подростков, рвавшихся на войну, по тем временам был суров — от их суточной пайки хлеба ежедневно отрезалось по 200 грамм. В то время ели один раз в сутки, что, по сути, было обычным делом. Так жила вся страна, каждый её гражданин, отдавая свой труд и свою жизнь для победы над врагом.
Какое сладкое слово Победа! Словно небо становится выше от понимания того, что больше не будет взрывов и пожаров, смертей в горниле войны. Победу Егор Ильич встречал на Урале и нет более памятного дня в его жизни. Плач, крики, объятия, слёзы – все эмоции смешались в одну. Просто пришел мир на эту многострадальную землю. Люди выходили на улицы, смеялись пели и плакали и, казалось, в этот день все стали родными друг другу.
В 1946 году Егор Ильич вернулся домой, в Робчик. Работы было много, но это был созидательный труд в радость, направленный на будущее, которое обязательно должно быть прекрасным.
Он женился на красавице Полине, которая заправски умела играть на гармошке, была весёлой и доброй, любящей и хозяйственной. В их семье выросло трое детей — сын Фёдор, дочери Надежда и Екатерина, подарившие им девять внуков и 15 правнуков.
В 2010 году Егор Ильич овдовел, но сын Фёдор и его семья взяли заботу о нём на себя.
Недавно Егор Ильич отметил свой 95-летний юбилей. Его поздравили глава Унечского района М.А. Шатоба, глава Старогутнянской сельской администрации Е.Н. Крутикова, секретарь районного совета ветеранов войны труда и правоохранительных органов В.А. Наумцев. Они передали юбиляру именные поздравления Президента Российской Федерации В.В. Путина, губернатора Брянской области А.В. Богомаза и сказали много добрых слов с поздравлениями и пожеланиями имениннику.
А он, как и много лет назад, отметив День Победы, посмотрит в бездонное небо и подумает, что выше и торжественнее этого праздника нет на русской земле.
Евг. БУШНЕВА,
внештатный корр.