Послевоенная летопись Унечи
С 1944 по 1950 годы послевоенное восстановление города, его благоустройство, ремонт дорог, мостов, колодцев, налаживание коммунальных электрических сетей, восстановление 3-х школ и больницы являлись главными задачами городских властей.
Начало нового 1948 года ознаменовалось в Унече открытием 1-й сессии 2-го созыва Унечского городского Совета депутатов трудящихся. Это событие произошло уже 2 января 1948 года. На сессии был избран исполнительный комитет горсовета и созданы комиссии, которые вместе с членами исполкома должны были решать насущные задачи, стоявшие в это время перед городом.
Основная тяжесть восстановления Унечи легла на плечи Михаила Ивановича Мельникова, возглавлявшего Унечский исполнительный комитет в первую послевоенную пятилетку. Его заместителем стал Давид Емельянович Котляров, возглавивший торгово-кооперативную комиссию. Секретарем был переизбран Александр Титович Клименок, а членами исполнительного комитета стали заведующий городским коммунальным хозяйством Василий Федорович Бабадей; председатель месткома Григорий Власович Кровко (он же возглавил и жилищно-коммунальную комиссию, созданную при исполкоме); преподаватель городской средней школы и одновременно глава культурно-просветительной комиссии Иван Иванович Пирютко и заведующая комнатой матери и ребёнка Агриппина Ивановна Легостьева; депутат горсовета, главврач Унечской районной больницы и председатель комиссии по здравоохранению Борис Исакович Левитан; глава бюджетной комиссии, депутат Николай Трофимович Кулешов.
В таком руководящем составе горсовет и приступил к работе в условиях первой Сталинской пятилетки. И на первом месте было восстановление города.
В 1948 году жители Унечи продолжали активно строиться, получая от горисполкома земельные участки. В это время активно застраивались улицы: Володарского, Пушкина, Куйбышева, Щорса, Горького, 1-й и 2-й Володарский переулки, а также пер. Луначарского.
Лес, необходимый для постройки домов, заготавливали в деревне Алёновке. Вместе с тем, на июнь 1948 года в городе сохранялись ещё землянки, в которых проживало 9 семей. Причём иногда жители не хотели переселяться в дома. Одной из таких семей была семья Янкельзона, которому два раза предоставлялась жилплощадь по Октябрьскому переулку и по ул. Пушкина. Но семья категорически отказывалась от переселения. Поэтому уже летом 1948 года, не спрашивая жильцов, городские власти распорядились выселить семью в дом № 114 по ул. Пушкинской, а землянку разрушить (семья была, видимо, многодетной и бедной, поскольку артель «Пищевик» в 1948 году взяла над детьми шефство).
При строительстве домов городские власти ставили перед жителями целый ряд условий. Прежде всего, застройка должна была вестись по плану горсовета. Нарушавшие этот план могли быть привлечены даже к уголовной ответственности. Фасады требовалось оформлять по типовому проекту, который был разработан уже к 1 февраля 1948 года. Территория, прилегающая к усадьбе, должна была содержаться в чистоте. Для ограждений категорическим образом запрещалось использовать колючую проволоку. За соблюдением всех условий следили члены уличных комитетов, назначенные горсоветом.
Но, несмотря на все усилия властей, город периодически замусоривался, особенно, ул. Школьная, а также 1-2-3-Октябрьские переулки. К этой проблеме добавлялась ещё и заболоченность некоторых мест, требовавшая мелиоративных работ по их осушению.
Жизненно необходимую роль в жизни жителей Унечи играли и колодцы, которых очень не хватало. Поэтому в 1948 году было принято решение организовать бетонную мастерскую для изготовления колец для колодцев.
Также власти старались ремонтировать мосты и дороги в т.ч., проезжие части улиц Октябрьской, Ленинской и Володарской. Обустраивались общественные места. Жители высаживали декоративные деревья на улицах, обязательно с ограждениями, чтобы не поели козы.
С начала 1948 года в Унече более активно стал работать колхозный рынок, так как в декабре 1947 года была отменена карточная система. Рынок был восстановлен в июле 1947 года на старом месте по переулку Луначарского, а в начале 1948 года он был перенесен на новое место, но куда — в документах не уточнено. Его директором был назначен тов. Кузьменков, которому вменялось в обязанность организовать нормальную работу рынка: собрать на рынок всех торговцев со своих торговых точек, договориться с колхозами о торговле. Также директор обязательно должен был благоустроить территорию рынка: огородить, разделить по видам торговли, организовать закусочную, открыть пункт по проверке мясных и молочных продуктов. А контролировала санитарное состояние рынка главный санитарный инспектор города Галина Павловна Шиманская. И так как время было беспокойное, то для охраны рынка было решено привлечь милицию.
В 1948 году в городе уже действовала районная больница на 50 коек, городская амбулатория с женской консультацией, а также, железнодорожная больница с отремонтированной поликлиникой, детский сад и ясли. К этому времени были восстановлены хлебопекарня, швейная, сапожная мастерские и промкомбинат. Городские власти приняли решение о строительстве закусочной артели «Пищевик», которая должна была расположиться на углу улиц Октябрьской и Луначарского.
Также в 1948 году в Унече заработала электростанция, директором которой был Егор Никитич Геращенко.
В 1948 году городскими властями было принято решение о строительстве двух школ: неполной средней школы, которая должна была располагаться между пос. Решающий и пос. Белец и городской школы на 280 человек на ул. Луначарского.
Конечно, многое ещё надо было восстанавливать и строить, но Унеча постепенно отходила от войны, возобновляя мирную жизнь.
С 1950 года исполняющим обязанности председателя Унечского исполкома горсовета был избран Владимир Силович Зенченко, который занимал эту должность до конца декабря 1950 года.
23 декабря 1950 года по решению сессии 3-го созыва Унечского городского Совета депутатов трудящихся председателем исполкома Унечского городского совета был избран Алексей Филиппович Голик, а его заместителем Григорий Власович Кровко. На этой же сессии заведующим городским жилищно-коммунальным хозяйством был утвержден Василий Федорович Кожемяко.
На первом месте стояло строительство и организация жилья: приспособление различных помещений под жилые квартиры, возведение новых домов, выдача ссуд, организация работы уличкомов и т.д. При этом Унеча настолько активно застраивалась, что некоторые переулки стали приобретать статус улиц. Так, к 1950 году переулок Луначарского растянулся до 2-х км. Здесь располагалось уже 92 дома и колхозный рынок. Поэтому по просьбе жителей переулок был переименован в улицу Калинина.
Также получил новое название и 2-й Володарский пер., протянувшийся до 1 км. На его месте появилась улица им. Жданова. Именно на этой улице городскими властями наиболее активно предоставлялись земельные участки. Также энергично заселялись: переулки Первомайский, Щорса, Рабочий, 1-й Коммунистический и другие.
Жители Унечи получали ссуды на строительство домов в размере от 3000 до 10000 руб.
15 марта 1951 года было принято решение об отводе земельного участка для строительства «раннего колхозного рынка» по ул. Луначарского. Таким образом, в начале 1950-х годов в Унече существовало два рынка: по ул. Калинина (бывшем пер. Луначарского) и ранний колхозный рынок по ул. Луначарского.
В то же время в 1950 — 51 годы возводились и постройки для бытового обслуживания населения. Так, на ул. Транспортной было построено здание мастерской индивидуального пошива («Индпошив»), а также установлено временное каркасно-обшивочное здание парикмахерской на этой же улице, рядом с пожарным депо ст. Унеча.
15 февраля 1951 года было принято решение о строительстве в Унече магазина «Книготорга». До этого книжный магазин размещался на квартире заведующей магазином Прудниковой и никак не обеспечивал запросы школ и населения.
22 февраля 1951 года на заседании горсовета был рассмотрен вопрос и о состоянии районного Дома Культуры, которое, видимо, во многом отражало состояние культурно-просветительских учреждений в послевоенное время. Было отмечено, что Дом Культуры оказался в полном распоряжении киномеханика, который сам продавал билеты в количестве намного большем, чем имелось мест. Во время демонстрации кинокартин все проходы забиты, а в зрительном зале курили, шумели и «толклись». В помещении холодно, пожарный контроль отсутствовал. При этом директор Кровко И.Г, не принимал никаких мер к улучшению ситуации. Рассмотрев этот вопрос, исполком отстранил киномеханика от продажи билетов и выделил кассира. В целом, была поставлена задача о наведении порядка в Доме Культуры.
10 апреля 1951 года горсовет принял решение предоставить земельный участок для строительства городского стадиона в районе Рабочего переулка. Также в июле 1951 года было решено утвердить земельный участок под железнодорожную больницу и участок для подсобного хозяйства этого лечебного учреждения. В годы войны железнодорожная больница была разрушена, и в послевоенное время восстанавливалась очень медленно. По состоянию на август 1952 года её отделения продолжали находиться в приспособленных помещениях: родильное размещалось в столовой, гинекологическое в прачечной, а туберкулезное — в жилом доме. К тому же крайне не хватало врачей.
Также в капитальном ремонте и расширении нуждалась и городская больница.
Но, в целом, жизнь продолжалась. Появлялось новое поколение унечских жителей. Поэтому 10 июля 1951 года было решено предоставить земельный участок для строительства типового здания городского детского сада по ул. Октябрьской, дом № 47.
Е. ЧЕПЛЯНСКАЯ, ведущий специалист Государственного архива Брянской области.